Не хотел об этом писать, так как кое-кто может обидеться, если прочитает. Но я не буду называть фонд, поэтому можно сказать, что просто подниму общий вопрос.
Когда с текущим стартапом понял, что, по ходу, есть три проблемы, которые я сам оперативно решить не могу:
- 1. Для масштабирования отработанной модели есть необходимость одномоментной инвестиции в штат сотрудников и создание минимальной инфраструктуры;
- 2. Необходимо покрытие кассовых разрывов, которые будут, вероятно, расти в геометрической прогрессии из-за отложенных платежей клиентов. Особенно, самых первых клиентов, которые ещё не доверяют сервису;
- 3. С большой долей вероятности, будет необходимо оперативное масштабирование на другие ГЕО.
В итоге, решил привлечь инвестиции и обратился, в тестовом режиме, в 4 фонда. Важно было понять, что думают спецы и как это выглядит со стороны. Один — пока не ответил, от трёх уже получил обратную связь.
Один из трёх, который ответил, является очень большим и всем известным фондом и его менеджер сказал, что проект отличный, но он «не подготовлен». «Подготовкой инвестиционного аудита» они называют: тизер, презентацию и ещё пару «плюшек». Они с радостью готовы мне помочь «подготовить» это почти за 100К рублей.
«Серьёзно?» — спросите вы. «Да!» — отвечу я вам.
У меня есть MVP и первые продажи, а мне предлагают сделать тизер с «презой» почти за 100К рублей. Вот дословно наш диалог (суммы закрыл и 100К — неточная цифра, чтоб никто не догадался):
Я: Вы можете письменно гарантировать получение мною ХХ млн. руб инвестиций в течении одного месяца, например, если я заплачу за ваши услуги 100К руб?
Менеджер фонда: Мы можем гарантировать, что ты получишь то, что информацию и перечень документов, который будут прописаны в договоре. Наш аудит — это только небольшая часть в структурном процессе, который состоит из перечня шагов и итоговых переговоров с инвестором. Денис, представь, что ты покупаешь руль от машины и просишь того, кто тебе его продаёт письменно гарантировать, что ты выиграешь гонку. Понимаешь о чём речь?
Т. е. получается: пришёл за сотрудничеством и деньгами, а сам, при этом, попал в чью-то воронку продаж и должен выполнять KPI их менеджера?
У меня тут сразу ассоциация возникла:
Я примерно понимаю, почему так происходит. Фонд должен иметь какую-то инфраструктуру. Например, офис и несколько человек в команде. Плюс между «экзитами», фонд ничего не зарабатывает и нужно как-то жить. А на консалтинге можно и офис с командой окупить и заработать на текущие расходы.
На мой взгляд, у этого фонда нет понимания психологии стартапера. Кстати, заметил, что такого понимания нет и у тех инвесторов, которые сами стартаперами никогда не были.
100К рублей за тизер с «презой» и «плюшки», плюс ещё 200-300К+ за дальнейший консалтинг — это, по сути, значительный процент от возможной первой «ангельской» инвестиции. Отсюда парадокс! Зачем платить деньги, чтоб потом получить эти же деньги, как займ, или отдать за них долю? Не проще ли просто потратить их сразу на продукт?
Автор и эксперт: Денис Дмитревский.