
Юлия Зайцева, литературный агент Алексея Иванова, написала пост о том, сколько зарабатывает писатель в России и как рассчитывается его гонорар. Послушаем профи.
Мне в личку приходит много писем с вопросами, сколько зарабатывают писатели в России, как рассчитать гонорар автора и где деньги, Зин. Можно ли надеяться, что после публикации первой книги в серьёзном издательстве, писатель сможет полностью посвятить себя творчеству и забыть о поиске дополнительных заработков. Отвечу здесь, чтобы потом просто отправлять ссылки на этот пост.
В России, писатель обычного уровня (с точки зрения продаж, а не качества текста) — это тот, чьи книги издаются тиражом около 3000-5000 экземпляров. Этот тираж, как правило, продаётся несколько лет.
У таких писателей роялти (процент с продаж) — 8-15% от отпускной цены книги. Отпускная цена — это не 500 рублей в магазине, а примерно 150-200 рублей на складе в издательстве. Таким образом, максимально возможный заработок писателя (гонорар) за один экземпляр легко посчитать: 200 рублей * на 15% роялти = 30 рублей за 1 экземпляр.
Умножьте это на максимальный тираж в 5000 тысяч, не забудьте вычесть гонорар среднего литературного агентства (10-20%) и налог (6% — если писатель зарегистрировал ИП и перешёл на упрощённую систему налогообложения) — и получите чистый доход писателя за одну книгу. Максимально это будет 125 000 рублей.
Из этой суммы придётся ещё заплатить бухгалтеру за ведение ИП и банку за обслуживание счёта.
У топовых (опять же с коммерческой точки зрения) писателей — совсем другие заработки и совсем другая арифметика. Тиражи, в среднем — 30000-50000 экземпляров только за первый год продажи новой книги, роялти, примерно — 20-30%. В итоге, гонорар за одну книгу будет выше, как минимум, в 20 раз.
Ещё прибавьте к этому деньги от продажи прав на экранизацию ($20-150 тысяч), театральные постановки, переводы ($2-50 тысяч, в зависимости от языка), аудио и электронную версии книги (в среднем, 5-10 тысяч скачиваний в год). Кроме того, учтите, что, скорее всего, книга станет лонгселлером и каждый следующий год издательству придётся допечатывать дополнительно 5000-10000 экземпляров и выплачивать писателю ещё роялти.
Отсюда вывод. Быстрый старт в профессиональную лигу (с точки зрения заработка писателя, а не качества текста) возможен, только если у вас в запасе есть несколько произведений. А это значит, что вы не ждёте первой публикации, а параллельно с поиском издательства для дебютной книги пишете вторую и третью.
Во-первых, это будет дополнительным аргументом для издательства, которое увидит, что перед ним не автор одного произведения, а долгоиграющий «проект». Во-вторых, публикация нескольких книг писателя в короткий срок создаст кумулятивный эффект и, возможно, приведёт к росту стартовых тиражей.
К моменту выхода первой книги у писателя Иванова уже было 3 готовых романа («Общага-на-Крови», «Географ глобус пропил» и «Сердце пармы»). Их издали один за другим. О новом авторе сразу заговорили и следующий роман «Золото бунта» вышел стартовым тиражом в 50 тысяч.
Что перевело Иванова в высшую лигу и по заработку писателя, и по качеству текстов.
Автор: Юлия Зайцева.
Ещё с сайта:
- Как путешествовать и зарабатывать?
- Как в Интернете заработать художнику?
- Работа по таймеру
- Как заработать на детском канале в YouTube: история одного видеоблогера
- Как начать зарабатывать в 10 раз больше, чем вы зарабатываете сейчас?