|
Почему я не верю в вирусный маркетинг в ВКонтакте?Человек, придумавший словосочетание «страхование жизни»,
5 января 2009
— самый гениальный продажник всех времён и народов. Роберт Хаф. ![]() В последнее время часто говорят о вирусном продвижении в социальных сетях. Всё это кажется очень модным и многие гордятся тем, что продвигаются столь сверхсовременным способом. Ощущение интеллектуального превосходства над теми, кто по-старинке скупает полосы в газетах. Особенно это касается создания и раскрутки групп в популярнейшей социальной сети ВКонтакте. Многие агентства, занимающиеся продвижением в Сети с гордостью включают в своё портфолио информацию о том, сколько человек они собрали в группу, созданную по заказу клиента. Как правило это четырёхзначные (реже пятизначные) цифры. Попробуем разобраться в том, что на самом деле даёт компаниям-заказчикам подобный «вирусный маркетинг». И опросим людей, имеющих различные мнения о подобном продвижении.
Рассмотрим пример онлайн-кинотеатра Tvigle, который решил создать свою группу в ВКонтакте. Судя по описанию группа явно создавалась в промо-целях. Несмотря на то, что группа была создана сравнительно давно, в ней сейчас: 50 участников, 16 совершенно непонятных фотографий в основном альбоме, 12 никому не нужных топиков обсуждений (все созданы некой Еленой Росновской), единственный непритязательный видеоролик, обилие администраторов и единственная запись на стене (спам с рекламой порно-ресурса). Вот такой вот получился PR. Предположим, что они всё-таки возьмутся за ум и примут решение заняться группой более плотно. У каждого из участников группы примерно по 100 друзей. Соответственно, всех этих людей можно пригласить в ряды группы. Примерно 5000 приглашений суммарно будут разосланы по френд-листам. Каков же будет эффект? Люди в большинстве своём склонны не раздумывая вступать в группы, в которые их приглашают люди из френд-листа. Соответственно если Олька Трушкова (один из администраторов группы) отправит своей подруге приглашение с сопроводительным сообщением вроде «Привет, Машка! Мы тут с девчонками группу создали, присоединяйся!», то Машка в 99% случаев приглашение примет. Причём независимо от того, интересна ей эта группа или нет. Просто потому, что пригласил знакомый человек, отказываться неудобно, а одобрить приглашение совсем несложно — всего один клик мышкой. Разумеется этот человек не будет принимать никакого участия в жизни группы. Не будет писать сообщения, добавлять фотографии и видеоролики. Будет просто циферкой на счётчике. Вполне возможно, что в момент приглашения человек посетит страницу группы в первый и последний раз. Если компания привлечёт агентство для раскрутки группы, то всё пойдёт несколько другим путём. Пиарщики начнут искать группы со сходной тематикой и приглашать их участников к себе. Мол, если человек вступил в группу YouTube, то и группа Tvigle ему будет тоже бесконечно интересна. А ещё ради красивой цифры на счётчике участников можно приглашать в группу всех подряд. Всех, кто не запретил присылать себе приглашения. Вот и получится в итоге. Цифра на счётчике 4-5 значная, а активность участников почти нулевая. В обсуждениях почти никто не участвует. И по верхней ссылке на официальный сайт почти никто не ходит. Зато агентство гордо напишет в портфолио, что они Твиглу 10 000 человек в группу насобирали и благодаря этому сильно увеличили узнаваемость бренда. Хотя даже при беглом анализе понятно, что подавляющее большинство вступивших — балласт. Отдельным вопросом является платёжеспособность публики в ВКонтакте. Даже невооружённым глазом заметно, что аудитория социальной сети преимущественно очень молодая. Поэтому сразу встаёт вопрос о том, стоит ли продвигать в группах серьёзные виды бизнеса, вроде банковских услуг, недвижимости, страхования? Считается, что любое продвижение должно приносить отдачу, которая должна измеряться каким-либо способом. Когда говорят о вирусном маркетинге в социальных сетях, почти всегда ждут скорее имиджевый эффект. Речь о реальных продажах заводится гораздо реже. Я много читал о результатах продвижения в соцсетях и нигде не приводилось цифр о том, что реальные продажи выросли хотя бы на 5%. Этот параметр у всех почему-то отсутствует. В основном все говорят о количестве привлечённых участников. Известный блоггер Александр Блохин не так давно провёл анализ вирусной рекламной кампании автодилера. Рекомендую прочитать, очень занятно. Суть следующая. Автодилер решил попробовать модный тренд маркетинга в социальных сетях и начал повсеместное продвижение образа своего сотрудника — Дениса Козлова. Были затрачены деньги. Результат оказался совершенно непонятным. Ролики не стали популярными. Ажиотажа вокруг нового автомобильного гуру не наблюдалось. Вскоре о Денисе все забыли. Нет никакой информации о том, был ли благодаря вирусной кампании дополнительно продан хотя бы один автомобиль. Сеть ВКонтакте любят за её глобальность и федеральный охват. Но многие забывают о том, что там нет главной страницы в классическом смысле этого слова. На ВКонтакте нет страниц со сверхвысокой посещаемостью. SMM-рекламисты забывают о том, что для многих пользователей сеть ВКонтакте — это, прежде всего, собственная страничка, несколько десятков страничек друзей, несколько любимых flash-игрушек (вызываемых с домашней страницы) и плей-листы музыки и видео. На основании полученной информации у меня сложилось крайне скептическое отношение к вирусным кампаниям в ВКонтакте. Возможно в будущем что-то изменится, но сейчас я считаю группы крайне неэффективным маркетинговым инструментом. Есть следующие мнения о том, может ли компания, создав группу в ВКонтакте, увелчить лояльность к своему бренду и повысить продажи: Ольга Макарова Дмитрий Рогов Сергей Чаботько А что думаете вы? Автор: Артём Майнас.
⇓ Поделись ссылкой на Seoded.ru с друзьями, знакомыми и собеседниками в соцсетях и на форумах! А сам сайт добавь в закладки! Так победим. Поделиться ссылкой на эту страницу в:
|
|
В социальных сетях всё-таки можно заработать | Копирайтинг — основа вирусного маркетинга |