Это статья из рассылки Промопульта (бывший Сеопульт). Теперь она живёт с нами.
Новый параметр сайта ИКС — очередная загадка поисковой машины Яндекс. Никто точно не знает, как он рассчитывается, с чем коррелирует и имеет ли практический смысл для SEO.
Технологии поискового маркетинга
Мы в PromoPult проверили информацию из справки Яндекса, а также легенды и мифы, обсуждаемые специалистами, на выборке из 42 000 сайтов. Результаты получились интересными, а порой — и вовсе парадоксальными. Например, оказалось, что на заблокированном Роскомнадзором сайте ИКС равен 23000, что просто огромная величина.
Официально про ИКС
Из справки Яндекса известно: ИКС — индекс качества сайта или показатель востребованности сайта аудиторией (с точки зрения Яндекса). Введён 31 августа 2018 года взамен устаревшего показателя тИЦ. Основной посыл к замене — ссылки не являются единственным критерием качества сайта, так как алгоритмы поиска продвинулись далеко вперёд.
Чем больше пользователей с помощью сайта смогли удовлетворить свои потребности, чем больше задач они решили, тем полезней он считается и тем выше будет его показатель ИКС. Важно не только количество пользователей, но и степень их удовлетворенности, общий уровень доверия.
При расчёте ИКС Яндекс использует данные не только о сайте, но и о стоящем за ним бизнесе. Источники данных — собственные ресурсы Яндекса: поиск, «Метрика», «Карты», «Дзен» и так далее.
Пара выводов. ИКС рассчитывается для домена в целом. У всех поддоменов сайта ИКС будет равен значению для основного домена, за исключением ряда выделенных поддоменов, например, narod.ru и пр. Если у сайта есть зеркало, то показатель неглавного зеркала сайта будет равен показателю главного.
Проверка. Проверяется ИКС в Вебмастере Яндекса:
- webmaster.yandex.ru/sqi/?host=seoded.ru (метод проверки ИКС посайтово),
- webmaster.yandex.ru/siteinfo/?site=seoded.ru (метод проверки ИКС + других знаков сайта от поисковой системы Яндекс).
Можно провести массовую проверку сайтов с помощью парсера ИКС PromoPult — быстро и бесплатно. Например, когда нужно сравнить показатели с сайтами конкурентов.
Популярность ИКС в среде специалистов
Новая «пузомерка» унаследовала популярность тИЦ, хотя пока не нашла столь широкого практического применения. Напомним, что тИЦ применялся для оценки стоимости ссылок с сайта.
Сфера применения ИКС ещё не отработана из-за непрозрачности расчёта и слабой применимости к ссылкам (об этом поговорим позднее).
На скриншотах ниже можно видеть изменение динамики популярности запросов «ИКС сайта» и «тИЦ сайта».
ИКС (wordstat)
тИЦ (wordstat)
Динамика популярности запросов «ИКС сайта» и «тИЦ сайта» по Яндекс.Вордстат.
Динамика популярности запросов «ИКС сайта» и «тИЦ сайта» в Google Trends.
Мы также посмотрели, сколько кнопок ИКСа установлено на коммерческих и некоммерческих сайтах, чтобы понять, насколько вебмастерам интересно демонстрировать ИКС.
- Общая выборка коммерческих сайтов: 22 616
Сайтов с кнопкой ИКС: 576 (2.55%) - Общая выборка информационных сайтов: 16 649
Сайтов с кнопкой ИКС: 470 (2.82%)
Вывод: интерес со стороны специалистов есть. Сфера применения показателя ИКС пока не определена.
Методология исследования
Теперь проверяем гипотезы корреляции ИКС с различными метриками, доступными широкому кругу людей.
Каждую проверку показателя дополнительно фильтруем по различным срезам, чтобы понять корреляцию внутри определённой группы сайтов. Например, взаимосвязь тИЦ и ИКС для коммерческих сайтов или влияние брендового трафика сайта в тематике «подарки».
Срезы
- Общая база сайтов.
- Коммерческие сайты.
- Некоммерческие сайты.
- Сайты из контрольных тематик: автомобили, медицина.
Подбор общей базы для анализа
- Доменные зоны, связанные с Россией и СНГ.
- Общая посещаемость сайта — более 100 человек в месяц.
- Поддомены исключены из выборки.
- Сайты в зонах *.com.ru, msk.ru, имеющие различные ИКСы, считаются различными сайтами — они остались в выборке.
- Коды откликов сервера отличные от 200 удалили из выборки.
- По сайтам собрали аудиторию на основе общедоступных данных — открытые счётчики статистики, Similarweb, покупные данные с плагинов и установленных скриптов и пр.
Итоговая выборка составила 42 000 сайтов. В части срезов количество сайтов было уменьшено. Например, мы смогли определить брендовые запросы для 12 000 сайтов.
Методология проверки корреляции
По шкале Y — значение проверяемого параметра, по X — значение ИКС.
Все шкалы в логарифмическом формате.
Объясним для нематематиков. Чтобы было понятно, на что смотреть. Прямая корреляция — это когда с ростом первого параметра растёт и второй. Обратная корреляция — когда с ростом первого параметра снижается второй.
Примеры прямой и обратной корреляции.
Проверяемые параметры
тИЦ
Выборка была сужена до 5000 сайтов из-за невозможности проверить тИЦ и отсутствия кэшированных значений.
Некоторая корреляция между тИЦ и ИКС имеет место быть. Виден существенный разброс значений при низких значениях тИЦ и ИКС.
Теперь проверяем, какие сайты имеют малый ИКС при большом тИЦ:
- возмездиа.ру (ГС, скорее всего, подклеенный тИЦ, нулевая посещаемость);
- принт-прайм.ру (ГС, скорее всего, подклеенный тИЦ, посещаемость близка к нулю);
- вконтактефан.ру (ГС, скорее всего, подклеенный тИЦ, нулевая посещаемость).
И проверим обратную картину — сайты, которые имеют малый тИЦ при большом ИКС:
- ин-рейтинг.ру (большая посещаемость);
- мп3диски.ком (забанен Роскомнадзором, но посещаемость, в том числе из поиска, большая);
- статиствот.ру (большая посещаемость).
Вывод: посещаемость (как фактор — рассмотрим позднее) — она действительно сильно коррелирует с ИКС, но в целом — определённая корреляция ИКС с тИЦ прослеживается, хоть и слабая. Это соответствует тому, что заявляет Яндекс.
Общая посещаемость сайта
Прослеживается средняя корреляция между ИКС и общей посещаемостью.
Пробуем отобрать сайты с посещаемостью более 30000 человек в месяц, чтобы убедиться, что все поведенческие факторы считаются Яндексом корректно.
При общей посещаемости более 30000 человек в месяц корреляция есть, но не настолько большая.
Здесь наши данные расходятся с исследованиями Алексея Чекушина. Возможно — из-за череды апдейтов ИКСа (мы делали исследование позже), возможно — из-за разницы в подходе к съёму данных о посещаемости и разной выборки сайтов.
Рассмотрим краевые значения — малый ИКС, большая «посещалка».
Пример: сайт каталогмедик.ру.
При посещаемости 100 000 уников в месяц сайт имеет очень низкое значение ИКС — всего 10.
Многие ресурсы из выборки имеют похожую картину — с сайтами явно что-то не так.
Трафик из поиска
Попробуем посчитать корреляцию с трафиком из поиска.
Абсолютные значения на рисунке ниже.
Корреляция с поисковым трафиком просматривается, но очень слабая.
А вот что получим, если взять сайты с долей поискового трафика более 50% (см. рисунок ниже).
Корреляция с поисковым трафиком, который составляет более 50% от общей посещаемости сайта, уже очевиднее.
Предварительные выводы: доля поискового трафика играет роль в формировании ИКС. Или же роль играет «естественность распределения трафика».
Брендовый трафик
Мы проверим влияние брендового трафика на ИКС простым и сложным путями. Простой путь — корреляция с количеством прямого трафика. Это не совсем верно, но даёт определённую картину.
Корреляция с количеством прямого трафика, определённо, есть.
Сложный путь. Мы попробовали подсчитать брендовый трафик путем съёма Wordstat исходя из доменного имени. Например, для сайта okna-rosta.ру мы брали запрос "okna rosta" + "окна роста" (перевод на русский) и в точном вхождении снимали Wordstat.
Корреляция с брендовым трафиком (чистый Wordstat по брендам) не наблюдается.
Проблема в том, что подобные «брендовые запросы» не являются брендовыми и вносят сильный шум в данные.
Выводы: исследование в этом пункте неинформативно — нужно искать иной путь выявления брендового трафика.
Внутрихостовые метрики
Посмотрим на внутрихостовые метрики, которые, по всей вероятности, должны коррелировать с качеством аудитории и решением ею задач на сайтах.
Время, проведённое на сайтах: полное отсутствие корреляции.
Корреляция со временем, проведённым на сайте, отсутствует.
Показатель отказов: присутствует обратная корреляция. И это верно. Однако, наблюдаем абсолютный хаос у небольших ИКСов — там этот показатель явно не первостепенный. Оно и логично, с учётом низкого трафика у таких сайтов и, как следствие, очень большого разброса показателя отказов.
Присутствует обратная корреляция с показателем отказов.
Количество просмотренных страниц: корреляция отсутствует. Более того, на сайтах с большим ИКС заметна обратная корреляция — немного просмотренных страниц на пользователя.
Корреляция с количеством просмотренных страниц отсутствует.
А теперь смоделируем идеальные условия — как должен выглядеть сайт, решающий потребности своего посетителя. Разумеется, на основе доступных нам данных:
- доля поискового трафика более 50%;
- доля прямого трафика более 20%;
- отказов менее 20%;
- из выборки убраны сайты под фильтрами;
- из выборки убраны сайты, продающие ссылки.
Получаем картину, идентичную картине со срезом по доле поискового трафика, но гораздо чище.
Корреляция с параметрами сайта, который решает потребности посетителей (на основе доступных нам данных).
Попробуем разбить эту картину на коммерческие / некоммерческие сайты: никакой разницы в корреляции.
Некоммерческие
Коммерческие
Корреляция с параметрами сайта, который решает потребности своих посетителей: выборка некоммерческих и коммерческих сайтов.
Попробуем разделить на тематики: имеем очень мало данных, но тенденция тоже прослеживается.
Автомобили
Медицина
Корреляция с параметрами сайта, который решает потребности своих посетителей: тематики «автомобили» и «медицина».
Вывод: скорее всего, ИКС считается одинаково или похожим образом для всех групп сайтов.
Где не стоит искать корреляцию?
- Рекламный трафик, в том числе с Яндекс.Директа;
- Количество страниц в индексе Яндекса;
- Возраст домена или дата первой индексации Яндексом;
- Технические параметры оптимизации сайтов.
Замеченные странности
В процессе исследования мы столкнулись с некоторыми странностями. Например, сайты с иностранной аудиторией, обладающие ИКС, сайты с большим количеством ссылок, но малой посещаемостью и так далее. Рассмотрим примеры.
Магазин Энтер.ру прекратил своё существование — его сайт уже недоступен. Тем не менее, ИКС домена составляет 350. Возникло предположение, что влияние оказывает трафик, приходящий по внешним ссылкам, и прямой трафик, который по старой памяти заходит на сайт магазина. Это даёт нам понимание того, что какие-то из этих параметров в расчёте ИКС учитываются.
Другой пример — ИКС 23000 у забаненного Роскомнадзором rutracker.org. Можно предположить, что фильтры учитываются уже после того, как рассчитывается ИКС. По факту — трафик у сайта за счёт VPN огромный, а пользователи действительно решают на нём свои задачи.
Ещё один странный момент мы обнаружили на нашем сайте. До ребрендинга он был закрыт от индексации в Robots.txt. Однако его ИКС после пары апдейтов стал 40. Какие здесь могут быть предположения? Их только два. Мы переделывали бэклинки в старых статьях на новое имя бренда. Их немного, но они есть. И второе — мы пустили туда прямой трафик. То есть один из этих показателей должен 100% коррелировать.
Ссылки на исследования и мнения специалистов
- webmaster.yandex.ru/blog/vstrechayte-iks
- webmaster.yandex.ru/blog/yandeks-zamenyaet-tits-na-iks-novyy-pokazatel-kachestva-sayta
- seonews.ru/analytics/iks-kakie-faktory-uchityvaet-yandeks-pri-otsenke-resursov-i-kak-oni-vliyayut-na-ranzhirovanie-issled/
- vc.ru/seo/48206-iks-dialogi-turbo-eksperty-o-tom-kak-ispolzovat-eksperimenty-yandeksa-na-polzu-seo-svoego-sayta
- ludkiewicz.ru/2018/09/blog-post.html
- blog.sape.ru/2018/09/analiz-100k-saytov-posle-vnedreniya-iks-ot-yandeks/
- just-magic.org/blog/5.php
- just-magic.org/blog/6.php
- weareweb.ru/raskrutka/yandex-iks.html
- ru.megaindex.com/blog/yandex-iks
Выводы, практический смысл
-
ИКС не в полной мере коррелирует с описанием Яндекса:
- не учитываются общие поведенческие метрики;
- возможно, учитываются факторы, которые нельзя проверить. Например, постклик на выдачу.
-
ИКС имеет смысл для оценки трафика совместно с Similarweb, Alexa в большинстве тематик:
- ИКС имеет смысл для оценки прямых конкурентов;
- прямое сравнение ИКСов со всеми подряд — пустая трата времени.
- Составляющие ИКС однозначно влияют на ранжирование.
- ИКС пока не рассчитывается для всех поддоменов, что сильно снижает репрезентативность показателя для ряда сайтов — это нужно учитывать при анализе.
-
Есть откровенные ошибки или сильное запаздывание в обновлениях ИКС:
- мёртвые сайты;
- заглушки и пр.
- Растить ИКС можно и нужно, увеличивая размер аудитории при помощи разных каналов трафика. Сама по себе задача прокачки ИКС бессмысленна.
Автор: Промопульт.
Ещё материалы по этой теме:
- Ссылочные пирамиды (пирамиды ссылок)
- Inserp — система SEO аналитики, анализ запросов и сайтов
- Как правильно копипастить статьи?
- Моя BestMasterиZация — партнёрская программа для сеошников
- Оптимизация страниц сайта, инструкция