|
Измерение авторитетности блоговВеличие народа вовсе не исчисляется его численностью,
18 апреля 2009
как величие человека не измеряется его ростом. Виктор Гюго. Основная проблема мониторинга и исследований в Интернете — нет пока методик, позволяющих правдоподобно ранжировать сайты по степени их воздействия на общественное мнение. Это относится как к социальным медиа, так и к обычным сайтам. Ранжирование необходимо для определения конкретного объекта исследования. Весь социальный Web мониторить незачем, да и не получится: в Интернете сотни миллионов блогов, микроблогов, форумов и сетевых сообществ. Большинство заброшено авторами после нескольких сообщений. Из числа регулярно обновляемых блогов основную часть составляют так называемые сплоги (спам-блоги) — имитации, созданные для наращивания ссылочной массы других ресурсов. Остальные блоги чаще всего читают только сами авторы и пара-тройка их друзей. Если говорить о Рунете, то число блогов, сообщения в которых могут иметь какой-то общественный резонанс — хотя бы в своей профессиональной тусовке — измеряется в лучшем случае тысячами (скорее всего, их несколько сотен). Чтобы выделить эти несколько сотен или тысяч «авторитетных» блогов, необходимо ранжировать все 7,4 миллионов блогов Рунета... или меньше, если научиться сразу распознавать и отсекать спам-блоги (Яндекс утверждает, что умеет это делать, о чем ниже).
Ранжирование — это количественное измерение интернет-ресурсов по какому-либо критерию или группе критериев, а потом сравнение этих ресурсов между собой и построение их рейтинга. Ранжирование должно быть динамическим, т. е. регулярно обновляемым, поскольку в социальном Интернете всё меняется очень быстро. Я уже писал о том, что многие виды интернет-исследований и аналитики (например, мониторинг блогов) невозможно делать полностью в автоматическом режиме, от этого страдает качество. Так вот, динамическое ранжирование десятков и сотен тысяч блогов относительно друг друга — это процесс, который должен быть полностью автоматизирован, тут нет иных вариантов. Основанием для такого ранжирования могут быть данные интернет-статистики, собираемые роботами в фоновом режиме:
Соответственно, есть три основных способа ранжирования блогов плюс гибридные варианты. Блогов — потому что рейтингов авторитетности других социальных медиа, например форумов, я пока не встречал. Исключение — «рейтинг популярности сообществ» Яндекса, об этом тоже ниже. §1. Ранжирование по посещаемостиПохоже, сравнение сайтов по посещаемости — самый давний и самый неудачный метод, т. к. трафик, как известно, часто накручивается даже солидными сайтами. Насколько мне известно, общего рейтинга блогов по посещаемости не существует. Есть популярный сервис интернет-аналитики Alexa, который может рассчитать Traffic Rank любого блога. Этот ранг обновляется ежедневно и отображает среднее число посетителей и просмотров страниц за последние три месяца. Например, ранг моего блога на 18.04.2009 — 2,409,449. Однако рейтинг не формируется автоматически, что неудобно: для подсчёта ранга нужно каждый раз заново вводить адрес сайта, а данные по другим сайтам не отображаются. §2. Ранжирование по цитируемостиСамый распространенный метод сравнения сайтов — подсчёт числа ссылок на каждый из них (ссылочное ранжирование). На этом принципе построена работа поисковых систем. Предполагается, что чем авторитетнее блог или любой другой интернет-ресурс, тем чаще на него ссылаются другие сайты. Здесь безусловным лидером является портал Technorati. Он собирает данные практически по всем блогам Интернета и вычисляет «авторитетность» (Authority) и «ранг» (Technorati Rank) каждого из них. Авторитетность Technorati — число ссылок на блог с других блогов за последние 180 дней. При этом с каждого блога учитывается только одна ссылка, появившаяся за это время, а следующая ссылка — только в следующие 180 дней. Желающие могут установить виджет, который отображает Technorati Authority их блога. Ранг Technorati — место, которое занимает блог по авторитетности. Ранг блога с наивысшей авторитетностью — 1. Ранг моего блога на 18.04.2009 — 1 347 103. Все блоги, имеющие ранг от 1 до 100, образуют престижный список Technorati Top-100 — попасть в него мечтает большинство англоязычных блогеров (русскоязычные, по понятным причинам, попасть в него не могут). Все остальные блоги можно найти в каталоге Technorati или через поиск на портале. Яндекс. БлогиВ Рунете самым интересным и продвинутым аналогом Technorati мне представляется рейтинг блогов и сообществ Рунета, созданный Яндексом. Судя по всему, это один из редких случаев, когда российские web-разработчики не скопировали зарубежные образцы, а предложили своё решение. В этом решении авторитетность блогов на основании числа ссылок на них с других блогов подсчитывается по сложной формуле, которая Яндексом не раскрывается. Косвенно о ней можно судить по формуле ранжирования записей в Топе Блогосферы: ссылки учитываются только с блогов, существующих более полугода; новые ссылки имеют больший вес, чем старые; чем меньшее число раз блог ссылался на этот ресурс, тем весомее его ссылка для ресурса. Моего блога в рейтинге вообще нет, что может свидетельствовать о том, что в нём представлены только блоги старше определённого возраста (например, старше полугода). Это связано с тем, что Яндекс активно борется со спам-блогами, которые, как известно, живут недолго. Поскольку web-оптимизаторам всё равно иногда удаётся протаскивать в рейтинг разный перелинкованный мусор — в перспективе разработчики обещают прикрутить кнопку «Пожаловаться на спам». Обращает на себя внимание два момента в Top-50 блогов Рунета:
В итоге, отраслевые рейтинги блогов (блоги отбираются модераторами вручную или роботами по тегам / ключевым словам) — это тот путь, по которому пошла западная блогосфера. §3. Ранжирование по составной формулеВ отраслевых зарубежных рейтингах блоги часто ранжируются по сложным составным формулам, учитывающим как посещаемость (данные берутся с Alexa), так и цитируемость (данные берутся сразу из нескольких источников, в том числе с Technorati). Для примера: рейтинг AdAge Power 150 на сайте Advertising Age — самые авторитетные англоязычные блоги в сфере рекламы, маркетинга и связей с общественностью. §4. Ранжирование по числу подписчиковИзвестно, что рейтинг цитирования блога можно поднять искусственно, проведя кампанию по обмену ссылками с другими блогерами или просто покупая ссылки на свой ресурс (в том числе «постовые» — платные упоминания своего блога в других блогах) на специализированных биржах в Интернете. Кстати, именно по данной причине в ТОР-10 блогов Рунета по версии Яндекса абсолютно преобладают блоги LiveJournal: в этом сетевом популярном сообществе достаточно легко «зафрендиться» (т. е. добавиться в «друзья», «френды») с большим числом других блогеров. Соответственно, в блогах френдов автоматически появляются ссылки на друга, которые Яндекс пока ещё учитывает как «цитирование в блогосфере», и такие блоги легко попадают в топ. Вокруг этого «зафренживания-расфренживания», «тысячников» (блогеры на LiveJournal, которых «зафрендили» более 1000 пользователей) много всякой нездоровой суеты, которая имеет весьма отдалённое отношение к реальному качеству контента и влиянию блогов на аудиторию. Так что рейтинг цитирования — очень ненадёжный показатель. Самый объективный критерий популярности блога — это число подписчиков, т. е. постоянных читателей, подписавшихся на получение обновлений по каналу RSS или на e-mail. Подписчики читают только те блоги, которые им действительно интересны, а их численность трудно «накрутить» при помощи хитрых манипуляций. Сложность заключается в том, что подписчики редко заходят на сайт. На то они и подписчики. Как правило, они получают обновления блога удалённо — при помощи разнообразных интернет-приложений, которые называются «онлайн-клиентами для чтения фидов» или просто «RSS-ридерами». Чтобы узнать число подписчиков блога, нужно собрать и суммировать данные по всем эти ридерам. Эту непростую задачу решает — и то довольно криво — сервис Feedburner, купленный в прошлом году компанией Google. Счётчик Feedburner стоит на большинстве блогов; у меня он внизу страницы. Сервис Google Feedburner является монополистом в своём деле. Если стоит счётчик — он знает, сколько народу подписалось на чтение блога и сколько реально заходит в ридер и читает эти обновления (обычно от 1/2 до 2/3 от числа подписавшихся). Судя по счётчикам Feedburner, именуемых в некоторых кругах «пузомерками», в Рунете максимальное число подписчиков блога составляет несколько тысяч человек. У западных блогов бывает и по несколько десятков тысяч подписчиков. Статистика Feedburner постоянно скачет туда-сюда, потому что не все ридеры аккуратно присылают свои данные, да и на самом сервисе периодически что-то отваливается. Может по этой, а может по какой-то другой причине Google пока что не создал рейтинга авторитетности блогов, основанного на числе подписчиков. Хотя идея, казалось бы, лежит на поверхности и такой сервис был бы очень популярен. Если же такой сервис возникнет — а никто, кроме Google Feedburner пока не в состоянии его сделать, у них все исходные данные — то это будет намного более правдоподобный и прозрачный рейтинг блогов, чем все перечисленные выше.
⇓ Поделись ссылкой на Seoded.ru с друзьями, знакомыми и собеседниками в соцсетях и на форумах! А сам сайт добавь в закладки! Так победим. Поделиться ссылкой на эту страницу в:
|
|
В социальных сетях можно нехило зарабатывать | Копирайтер, пиши для блогов — зарабатывай! |