Ещё в конце прошлого месяца я хотела посвятить отдельную запись трендам SEO из уходящего года и сделать краткий прогноз рынка продвижения сайтов на следующий. Но, как обычно бывает в предпраздничное время, появились десятки срочных вопросов, которые нельзя было откладывать на следующий год. Каждая минута была на счету.
Долго буду с улыбкой вспоминать, как, буквально за час до вылета в Тайланд, я со скоростью 1000 знаков в минуту строчила ответы на интервью Владимиру Карпееву, в то время как внизу нас с мужем уже ждало такси. Да, я-таки начала выполнять свой план касательно активного отдыха, о котором писала ещё летом в эстафете про отдых вебмастера. Обещанный фотоотчёт из Тайланда можно посмотреть здесь.
Итак, незаметно для меня, прошло две недели нового года. Оборачиваться назад и описывать прошлогодние итоги и достижение уже нет желания, хоть их и оказалось больше ожидаемого (при моём, сравнительно пассивном, образе ведения бизнеса). Но хочется написать про то, каким мне видится развитие событий в нише поискового маркетинга в новом, уже наступившем году.
Мои прогнозы на 2011 год
§1. Поисковые системы
Продолжится начатая в прошлом году тенденция персонализации поиска. Что это значит? А то, что в 2010 году «Яндекс» начал показывать разную выдачу для разных регионов, а в 2011, возможно, мы увидим разную выдачу для разных типов пользователей. Есть большая вероятность, что, к концу 2011 года, выдача «Яндекса» по одному и тому же запросу на двух компьютерах, стоящих в одном кабинете, будет сильно отличаться. Да здравствует поведенческий фактор.
Будет развиваться вертикальный поиск. Будут добавляться новые возможности интеграции с поиском для сайтов определённых категорий (как сейчас уже есть для гостиниц, недвижимости, банков, авто, рецептов).
Одним из основных поисковых трендов 2011 года может стать развитие поиска для мобильных устройств. Об этом подробно написано в SEO-прогнозе на 2011 год у Михаила Шакина.
Не раз доводилось встречать в Рунете мнение, что в 2011 году «Google» наконец отвоюет у «Яндекса» позицию лидера на рынке поиска. Не согласна.
Считаю, что поиск, разработанный российскими программистами для российских пользователей, всегда будет более популярен в России, чем поиск, разработанный в США. И дело тут отнюдь не в ставке «Яндекса» на патриотизм, а в более глубоком понимании интересов и требований «своего», российского потребителя, который живёт и развивается в той же политической и экономической среде, что и сама компания.
§2. Тенденции поискового продвижения
Переход от SEO в чистом виде к комплексной раскрутке сайтов — уже начавшаяся в прошлом году тенденция. И сами оптимизаторы, и их клиенты будут всё больше терять интерес к продвижению сайтов с оплатой за позиции, учитывая невозможность эти позиции гарантировать из-за постоянно меняющихся алгоритмов.
Переход от оплаты за позиции к оплате за эффект. Будет дальше развиваться продвижение сайта по трафику, будут появляться новые формы отчётности, новые формы взаимоотношений заказчик-клиент. Трафик, продажи, абонплата — каждая компания/оптимизатор будет искать новые альтернативные методы отчётности и взаиморасчётов.
Шаблонные методы продвижения перестанут работать. Точнее, они уже не работают. Для каждого сайта необходимо тщательно разрабатывать индивидуальную схему продвижения и внимательно следить за каждым этапом её реализации, иначе многотысячные промобюджеты могут быть спущены в унитаз. Причём одинаково неожиданно и для заказчика, и для самого оптимизатора.
Юзабилити сайта станет одним из новых трендов поискового продвижения: как следствие приоритета пользовательских факторов в поисковых алгоритмах.
Продолжат развиватся новые методы раскрутки, так или иначе связанные с поиском: продвижение групп «Вконтакте», тви-аккаунтов, приложений и т. д. Со временем, они станут неотъемлемой частью комплексного продвижения.
В зависимости от того, как будет развиваться поиск для PDA, может появиться новый тренд продвижения в мобильном поиске. И продвижение мобильных приложений под разные платформы.
§3. Эволюция понятия «Оптимизатор»
Наконец, понятие «оптимизатор» обретёт свой буквальный смысл: специалист, которые помогает сделать проект лучше. Для пользователей и, как следствие, для поисковых систем, а не наоборот.
Самим оптимизаторам, привыкшим строить свою работу исключительно на оптимизации контента под ключевые слова и покупке ссылок, придётся менять принципы своей работы.
Во-первых, придётся углублятся в аналитику, изучать поведение пользователей на сайте («Google Analytics», «Яндекс.Метрика» и «WebWisor» в помощь) и работать над юзабилити. И делать это нужно будет не только на первом этапе при разработке стратегии продвижения, а регулярно — на протяжении всего времени существования проекта.
Во-вторых, придётся осваивать альтернативные методы привлечения трафика. Чтобы работать по комплексной или трафиковой схеме продвижения, нужно уметь вовремя компенсировать недостачу посетителей из поиска другими источниками.
В-третьих, один оптимизатор уже не сможет успешно вести пару десятков проектов, как бы продуманно не была настроена автоматизация с помощью бирж и агрегаторов. Продвижение сайта без постоянного индивидуального мониторинга не будет приносить большого эффекта. Это приведёт к:
- а). Удорожанию продвижения сайтов;
- б). Переходу многих опытных оптимизаторов от клиенского SEO к работе над личными проектами.
§4. Биржи, агрегаторы и другие игроки рынка
Ссылочные биржи будут работать и дальше, так как ссылочный фактор ранжирования никуда не денется. Но такого развития, как в предыдущие 4 года, уже не будет. Вебмастерам, для которых основной источник дохода — массовое клепание ГС под продажу ссылок, придётся искать другие ниши.
Где есть спрос, там есть и предложение. Поэтому уже начали появляться новые типы бирж для накрутки пользовательских факторов. Думаю, до конца года их станет, как минимум, в 5 раз больше.
Агрегаторы, которые смогут приспособится к новым реалиям рынка (отойти от продвижения по позициям в сторону комплекса), останутся на рынке и будут развиваться.
В общем, жить в Рунете станет интереснее, а выжить — сложнее. И лично я очень положительно отношусь к таким тенденциям. С одной стороны, наша работа станет намного интереснее, с другой — есть надежда, что грядущие изменения уберут с рынка «мусор», что тоже не может не радовать.
Желаю удачи!
Автор: Елена Камская.
Ещё с сайта:
- Праздник каждый день: ежедневные апдейты «Яндекса»
- Концепция траста сайта, как повысить траст
- Как сделать URL страниц на сайте правильно?
- Почему сайт не выходит в ТОП: 5 самых популярных ошибок вебмастеров
- Ответы на на вопросы по оптимизации текстов под «Яндекс» и не только
Комментарии:
Аббат_кальне
спасибо… было бы круто, если бы ваши прогнозы сбылись! спасибо, очень интересный пост!
но мне кажется, что в 2011 году социальное продвижение еще больше захватит рынок… чем сео… посмотрим
Kamskaya
Согласна про социальное продвижение – если и не опередит по оборотам SEO, то сравняется точно.
osminog
Отличный прогноз, да и тенденция когда-то новых направлений описана замечательно.
Сейчас уже клиенты стали более требовательны и больший акцент идет на клиенто-привлечение. Позиции не интересуют – интересуют покупки!
Dansergyr
Все абсолютно по делу! Это так и будет!
Лучшим продвижением сайтов будет именно становление их лучшими в своей сфере.
Migel-kara
спасибо,я получается теперь безработный SEOшник :'(
Dmitry.Rusyn
Лєна, дякую за цікаві думки, дійсно дуже корисно.
Doctor
В целом согласна, только по Яндексу не согласна. Качество поиска в Гугле, куда выше, что постепенно все заметят, поведение более вменяемое для веб мастеров. Нет заморочек при подаче рекламы. Яндекс принимает только у зарегистрированных русск5их бизнесменов, заметьте, только ркусских, а Гугл не лезет, куда не надо.
art
вобщем работы прибавится
ЗахарOFF
Звучит не обнадеживающе… =(
Anton Yankovskiy
Как только у клиента исчезнет возможность контроля за позициями, умрет и их продажа. Сделать это можно было давно, но до сих пор выдача одинаковая в пределах региона. А если до сих пор не убили, значит это кому то нужно…
BloggerMen
Со многим согласен, но вряд ли оптимизаторы забросят клиентское SEO. Тем более, что все возрастающей сложностью можно мотивировать высокие цены
Yaroslav.CH
Хотя прогноз довольно теоретический и отчасти построен лишь на домыслах, но во многом готов согласиться. Возможно еще и потому, что в некоей мере самому хочется, чтобы стагнация ссылочного ранжирования постепенно разбавлялась более весомыми факторами с меньшей степенью чисто мехнической накрутки.
Считаю, что поиск, разработанный российскими программистами для российских пользователей, всегда будет более популярен в России, чем поиск, разработанный в США.
Иногда мне кажется, что отношение к Яндексу строится на позиции: “хоть и плохонький, но мой”. Как показывает практика, “поиск, разработанный в США” почему-то лучше умеет работать с морфологией, подбирает более реалевантные документы, несравнимо быстрее индексирует русскоязычные страницы… но, не будем о грустном – это лишь мое ИМХО
Олег
Есть специалисты PR, есть HR, появится WR – web relation – специалист, ответственный за взаимоотношения компании с вебокружением.
Знание тонкостей бизнеса клиента и знание методов продвижения в интернете.
Seocandyman
Ну наконец-то вы написали. Нашел интерес
Seocandyman
Окошко не разъезжается, когда пишу сообщение, ничерта не видно, поэтому прошу прощения за ошибки.
Теперь пойдем по теме.
Сразу хочется сказать по поводу Яндекса. Я сам всегда думал, что Яша это наиболее релевантные страницы, это, как они люябт говорить, заботятся о пользователях. Но на делел оказалось, что наиболее релевантные страницы выдает Гугл. Это я наблюдаю сейчас на одном из сайтов своих клиентов.
То, что это комплексный подход – это так. Только вот не все вебмастера еще это поняли. Хотя с другой стороны очень трудно будет объяснить клиенту, что позици не гагрантированы. Это нужно учитывать в договоре.
Юзабилити это классно. Возвожности на конференции ездить пока нет, но все видеоматериалы просматриваю Думаю, что таки да, за юзабиилити сайта стоит будущее.
По поводу того, что многие перейдут к своим проектам , согласен. Да я и сам пытаюсь д уже запускать с свои проекты, хотя это и вызывает определенные трудности, но начинать с нуля везде тяжело.
И соглашусь с тем, что жжить станет интереснее)))
По поводу мобильного поиска. Если не ошибаюсь по статистике оттуда очень мизерный п% трафика. Там больше распространены дополненния типа карт музыки и так далее.
TopBrokers
Интервью с Вовкой получилось замечательным. Судя по фоткам, отдых в Тайланде тоже;)
Относительно Яндекс vs Google согласен, что пока рановато говорить о том, что Гугл обгонит Яшу…
Радует то, что поиск становится более умным и это по всей видимости продолжится в этом году.
Esolt
Согласен с тем, что в этом году Google Яндекс не обгонит. Но дистанция между ними сократится. Яндексоидам вообще придется сильно попотеть, чтобы не потеряться. Но в этом-то и заключается интрига и интерес. Развитие любой компании зависит от ее конкурентов. А с таким конкурентом, как Google соперничать непросто.
Den
“Нет заморочек при подаче рекламы. Яндекс принимает только у зарегистрированных русск5их бизнесменов”
не болтайте ерундой
любое физлицо с паспортом любого государства может осуществить “подачу рекламы” без “заморочек”, правила Яндекс Директ позволяют работать с ним не только юрлицам но и физикам.
Vko1122
Яндекс ищет намного лучше гугла, не привожу здесь запросы конкретные, но мне по роду деятельности приходилось искать в гугле, если не мог найти что-то то шёл именно в Яндекс – там находил это с первого же запроса. Я бы сказал он не просто лучше ищет, а на порядок. Поэтому да, лидерство яндекса сохранится не год, а 3 минимум.
Yuri
Я думаю, в 2011 все больше компаний будут переходить от СНГ-шной схемы работы (когда 1 сотрудник ведет несколько проектов) к западной (1 сотрудник занимается только определенными функциями по всем проектам).
Дмитрий
Уважаемая Оптимизаторша, только позавчера набрел случайно на ваш ресурс и на данный момент могу сделать уже вывод – это была моя лучшая находка за последнее время. Огромное спасибо за материалы – очень импонирует ваша манера изложения и полное отсутсвие воды в текстах. Очень странно наблюдать это у девушки, и особенно бросается в глаза строгая и четкая логика в рассуждениях, с которой не поспоришь (я бы сказал математическая логика).
Немного удивляет довольно прохладная реакция в комментах на публикуемые вами материалы. Мне говорят “спасибо” за куда менее значимые разъясненные вещи. Возможно, что дело тут в разной читательской аудитории и ее уровне подготовки.
Еще раз спасибо и пишите почаще, ибо реально интересно читать (давно не находил столь полезного ресурса, как ваш).
Kamskaya
Дмитрий, спасибо за приятный отзыв. Ваш блог тоже есть в моем ридере
Вячеслав
Выводы весьма актуальны, впрочем уже и так не первый год пророчат переход от seo в примитивном виде (оптимизация текстов + покупка ссылок) к комплексному интернет маркетингу.
В нынешнем году стало очень тяжело гарантировать заказчику топ-10 в яндекс. Пока предлагаю в качестве альтернативы оптимизацию всего сайта под НЧ. Еще надо постоянно обновлять сайт, работать на usability и т.п. Однако бюджет который выделяет заказчик уже явно неадекватен усилиям которые потребуется затрачивать…
Вы совершенно верно подметили, что многие seo специалисты начнут продвигать свои проекты. У меня у самого уже желание постепенно отказаться от клиентского seo. Т.к. просто времени и сил не хватает на два фронта работать.
И, думаю, seo станет дороже просто вследствие того, что усилий для продвижения потребуется больше, а число грамотных специалистов весьма ограничено. А часть этих грамотных откажутся от клиентов в пользу своих проектов…
Geny
Интересные прогнозы…
Djensenev
Полностью с вами согласен…