
Если вы ищете пример успешного проекта, начинавшегося без стратегии «захвата» рынка и хотя бы плохонького бизнес-плана, далеко ходить не нужно: Mail.ru, сегодня — крупный коммуникационный портал Рунета с ежемесячной аудиторией более 50 миллионов уникальных пользователей, когда-то стартовал как увлекательный эксперимент питерских программистов.
Сотрудники компании «ДатаАрт» (DataArt) под конец 20 века (в 1998 году, если быть точными) создали принципиально новый «движок» для почтового сервиса. После запуска сервиса в тестовом режиме, создатели быстро убедились в растущей популярности почтовика «Мейл.ру» (Mail.ru). А что может стимулировать лучше интереса тысяч российских пользователей, помноженного на понимание, что новый сервис способен принести не только самоуважение, но и солидные деньги?
В этом же, 1998 году, всё питерское отделение «ДатаАрт» было преобразовано в самостоятельную компанию «Порт.ру» (Port.ru). И вот у этого новичка уже были и цели, и стратегии, и масштабные планы на будущее.
А начать компания решила с создания и раскрутки интернет-портала матричного типа, объединяющего множество тематических разделов и разноплановых сервисов. Конечно, «звездой проекта» оставалась «Почта@Mail.Ru», а попутно сотрудники «Порт.ру» открывали такие ресурсы, как «Мьюзик.ру» (Music.Ru), «Работа.ру» (Rabota.Ru), «Талк.ру» (Talk.Ru) (определенно, они быстро поняли преимущества удачного доменного имени). В 1999 году было выпущено в свет оригинальное интернет-издание «Интернет.ру» (Internet.Ru) и ещё год понадобился специалистам «Порт.ру» для разработки и релиза коммерческого проекта «Торг.ру» (Torg.Ru), действующего в наше время под названием «Товары@Mail.Ru».
Напряжённая двухлетняя работа дала ошеломительные результаты: более миллиона пользователей встретили новое тысячелетие, будучи приверженцами проектов от «Мейл.ру». История компании начиналась удачно.
А что было дальше? День рождения портала Mail.Ru
В этой части истории о создании Mail.Ru необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о компании «НетБридж» (netBridge). Появившаяся на активно развивающемся рынке Рунета, она специализировалась на создании проектов, в основу которых ложились известные западные модели. Судить об успешности такого подхода можно по первому проекту «НетБридж» — интернет-аукциону «Молоток.ру» (Molotok.Ru), который активно работает и в наши дни.
Дальше — больше. «НетБридж», окрылённая успехом «Молотка», реализует ещё несколько коммерческих проектов, попутно приобретая банерную сеть «ЛБЕ« (LBE), каталог сайтов Рунета «Лист.ру» (List.Ru) и рейтинг «Топ.Лист.ру» (Top.List.Ru). Но в качестве самостоятельной компании, «НетБридж» жила недолго. В 2001 году она объединилась с «Порт.ру». Подобное слияние позволило «Порт.ру» занять лидирующие позиции среди интернет-холдингов России по охвату аудитории и доле рынка.
В 2001 году руководство «Порт.ру» приняло решение о ребрендинге. «Порт.ру» был заменён действительно популярным «Мейл.ру». Так и появился портал, хорошо известный каждому пользователю Рунета.
Рост, развитие и война с вирусами
Само создание Mail.Ru было бы незначительным фактом, если бы за последующие годы портал не вырос. К его популяризации привели несколько важных решений, пик принятия которых пришёлся на 2003 год. Но уже в 2002 году опытный наблюдатель мог бы заметить предпосылки к предстоящим изменениям: именно в это время руководство компании решило увеличить количество доменов на почтовом сервисе, присоединив к @mail ещё и @inbox, @bk, @list.
В 2003 году пользователям предложили оценить ряд существенных улучшений и нововведений. Одной из них стала возможность поиска информации в сети Интернет. Собственный поисковик «Мейл.ру» был создан на базе «Гугл ВебСёрч» (Google WebSearch). Чуть позже он был улучшен и с его помощью можно было искать картинки, а в 2004 году поисковик был интегрирован с «Лист.Мейл.ру» (List.Mail.Ru). Но настоящим прорывом стало не это.
В 2003 году «Мейл.ру» решила отвоевать часть аудитории у популярнейшего на тот день мессенджера ICQ и разработала инстант-мессенджер «Мейл.ру Агент» (Mail.Ru Агент). Быстро развивающийся функционал «говорилки» сделал «Агента» одним из самых востребованных мессенджеров на территории России. Сегодня «Мейл.ру Агент» позволяет не только обмениваться онлайн- и оффлайн-посланиями, но и отправлять бесплатные SMS, осуществлять видеозвонки, создавать конференции, одновременно работать с неограниченным количеством аккаунтов. Кроме того, он поддерживает протокол ICQ. А что ещё, спрашивается, нужно современному российскому пользователю?
Также в 2004 году было принято ещё одно популярное решение — снятие ограничения на размер почтового ящика. Это, надо сказать, пользователи восприняли не менее радостно, чем факт появления «Агента». К тому времени, практически каждый россиянин, имеющий доступ к Сети, обзавёлся собственным e-mail’ом (зачастую не одним), на который «сливалась» масса информации.
Так уж заведено: на каждый почтовый сервис приходится своя доля СПАМа, вирусов и прочих отравителей радостной жизни среднестатистического российского пользователя. Практически сразу после создания Mail.Ru начала активно воевать с этими явлениями, не пренебрегая помощью сильных мира борьбы с виртуальной заразой. Компания сотрудничала и сотрудничает со специалистами «Диалог Науки» (то есть разработчиками антивируса «Доктор Веб» (Dr.Web)), «Лаборатории Касперского», «Ашманов и партнёры» (антиспам). Совместная работа приносит свои плоды: пользователи Рунета могут не переживать за безопасность своей электронной почты. Ура.
От 1 до 20 за 4 года
В 2004 году история Mail.Ru набирает обороты. Разработчики компании активно взялись за улучшение поисковика: в него была добавлена морфология русского языка, история поисковых запросов, а в 2005 году появилась поисковая панель для браузера IE.
Хотите узнать, как эти решения повлияли на охват аудитории? Сухая статистика: в 2004 году у компании Mail.Ru было 20 миллионов уникальных активных пользователей, против одного миллиона в 2000. Рост и успех — очевидны.
Ещё до регистрации юбилейного (20-миллионного) почтового ящика, был пересмотрен дизайн «Мейл.ру». По словам разработчиков, страница стала ярче, привлекательнее и проще для восприятия. По крайней мере, пользователи оценили. Кстати, всё в том же 2004 году компания решила помочь любителям «халявного» доступа в Сеть и открыла «Вай-фай@Мейл.ру» (Wifi@Mail.Ru) — сервис-перечень точек доступа Вай-Фай (Wi-Fi).
Сервисы и игры.
В последующие годы компания «Мейл.ру» открыла массу дополнительных сервисов. Чтобы не утомлять вас подробностями, приведём сухие цифры:
- 29 октября 2004 г. — положено начало проекту «Семинары@Mail.ru».
- Начало 2005 г. — открытие проекта «Фото@Mail.ru» и WIW@Mail.ru (многопользовательская онлайновая игра «Мир волшебников»). Игра оказалась настолько популярной, что через полгода была запущена ещё одна: «Жуки».
- 2005 год — добавлены новые сервисы: «Хостинг» и «Энциклопедии», также заработала система «Деньги@Mail.ru».
- Ноябрь 2005 г. — появился собственный блоговый сервис («Блоги@Mail.ru»).
- Конец 2005 г. — появляется «Афиша@Mail.ru», благодаря которой можно узнать расписание предстоящих развлекательных и культурных мероприятий. Там же, кстати, перечисляются точки доступа Вай-Фай. К весне проект расцвёл: появились региональные «афиши».
- Весна 2006 г. ознаменовалась заботой о людях, предпочитающих выходить в Сеть с мобильных телефонов. Появляется поисковый сервис по WAP-ресурсам.
- Май 2006 г. — появляются «Игры@Mail.ru».
- Летом сервисы Mail.Ru пополнились новым разделом: образование.
- Сентябрь 2006 г. — открытие «Видео@Mail.Ru».
В итоге такой активной деятельности, к началу 2007 года проект Mail.Ru был оценен в 1 миллиард долларов, что побило все мыслимые и немыслимые цены активов Рунета.
Социальный дебют — «Мой Мир»
Вы удивлены, что история «Мейл.ру» не отражает открытие одного из самых широко известных сервисов: социальной сети «Мой Мир»? Это событие было настолько значимо (как для компании, так и для Рунета), что невозможно выделить ей только одну строчку в статье.
Социальная сеть «Мой Мир» появилась в щедром на новые сервисы 2007 году. Предоставляя максимум возможностей для общения и обмена контентом, социальная сеть привлекла внимание практически всех пользователей и вызывала широкий общественный резонанс. Основная миссия «Моего Мира» — позволить пользователям всегда оставаться на связи и моментально узнавать новости друг о друге.
Развитие других социальных сетей несколько уменьшило популярность «Моего Мира». Но в 2009 году он вернул себе лидерские позиции за счёт открытия сервиса микроблогинга, в котором ежедневно публикуется свыше 3,5 миллионов сообщений. Примерно в это же время руководство компании приняло неожиданное решение о выплате 100% заработанных средств авторам приложений, работающих в рамках «Моего Мира». Это вызвало известный ажиотаж среди разработчиков, а также позволило пользователям Mail.Ru наслаждаться массой игр.
Приобретение AOE
Важной вехой в создании Mail.Ru принято считать приобретение AOE. Благодаря выгодной сделке, компания стала крупнейшим в России и СНГ игроком на рынке онлайн-коммуникаций и развлечений.
Кстати, об онлайн-играх: годом позже (в 2010 г.) компания получила 100% контроль над Astrum Nival и несколькими месяцами спустя была признана лучшим создателем игр по версии КРИ 2010, получив сразу 4 награды.
Новейшая история компании
Всё в том же 2010 году, Mail.Ru получает признание в качестве общеизвестного товарного знака, выходит на рынок Прибалтики и открывает представительство в Германии. Летом «Почта@Mail.Ru» обзаводится собственным API, а вскоре компания представила новый уникальный стандарт разметки электронных писем (OMF).
Сегодня Mail.Ru доставляет более 150 миллионов писем ежедневно. Компания продолжает расти и внедрять в работу новые сервисы и приложения. В наши дни, Mail.Ru — одно из самых успешных предприятий Рунета.
Автор и эксперт: Алексей Востров.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Обновление за 2021-й год
20 июля 2021 года
Mail.ru Group превратится в VK Group и заберёт у «Сбера» фудтех, отдав ему транспорт

Вслед за Financial Times о готовящемся «разводе» «Сбера» и Mail.ru Group рассказали отечественные телеграм-каналы «Потребньюс» и «Нецифровая экономика», ссылаясь на собственные источники. Раздел активов может произойти уже этим летом.
В Mail.ru Group отойдут все, связанные с едой, активы (Delivery Club, «Самокат», «Кухня на районе», r_keeper), а «Сберу» — с транспортом («Ситимобил» и «Ситидрайв»). У MRG не хватит собственных денег поддерживать убыточные транспортные активы, а фудтех-сервисы, рано или поздно, себя окупят. Delivery Club уже вышел на положительную юнит-экономику по одному из направлений. «Сберу» же не хватает транспортных сервисов для завершённости экосистемы. Доставку еды он развивает через «Сбермаркет», который банк выкупил у СП в феврале 2021 г.
С «разводом» произойдут и другие изменения. Mail.ru Group проведёт масштабный ребрендинг и станет VK Group. Процесс трансформации можно наблюдать уже сейчас. Подписка Combo недавно переименована в VK Combo, приложение мессенджера постепенно становится «супераппом», объединяющим все сервисы MRG: заказ такси и еды «Такси ВКонтакте» и «Еда ВКонтакте», платёжная система с собственной картой VK Pay и др. Бренд Mail.ru отжил своё и ассоциируется только с не самой популярной почтой, а «ВКонтакте» — востребованный у потребителей актив, приносящий реальную прибыль, говорят источники «Потребньюc».
«Нецифровой экономике» рассказали, что в преддверии раздела активов массово увольняются топ-менеджеры Delivery Club, в том числе работавшие с 2016 года.
Менеджеры «Ситидрайва» также сидят на чемоданах: ещё после консолидации в СП оттуда уже ушли фаундеры, а с ними «снялась» и большая часть старых сотрудников. Из-за смены собственника команда ожидает очередной кадровой чистки от нелояльных «Сберу».
Financial Times утверждала в марте, что компании уже направили в Кремль запрос разрешения на разделение активов совместного предприятия «O2O Холдинг». «Сбер» и MRG информацию либо не подтверждали, либо не комментировали.
Глава Delivery Club Гюванч Донмез ранее рассказывал The Bell, что возможный «развод» MRG и «Сбера» не скажется на работе его подразделения. Зато один из вариантов развития совместного предприятия — выход на IPO.
— Я слышал об этом. Но скажу две вещи. Во-первых, это никак не отражается на нашем бизнесе. У нас есть самостоятельная согласованная стратегия, есть план, по которому мы идём. Так что в целом, эти слухи нас вообще не касаются. Во-вторых, мы их не комментируем. Потому что наша работа как Delivery Club — следовать согласованному с советом директоров плану и придерживаться нашей стратегии. Эти слухи — совершенно не фокус для моей команды.
— У Льва Хасиса, который занимается экосистемой со стороны «Сбера», большой опыт работы в ритейле. И он, насколько я знаю, очень верит в доставку, в фудтех, вообще в e-commerce в разных проявлениях. Он как-то помогает вам в принятии ежедневных решений?
— Вы правы: у господина Хасиса — огромный опыт работы с бизнесом в России и мы многое почерпнули от работы с ним как членом совета директоров. Некоторые видят только негатив, но я замечаю и много позитивных моментов и очень рад, что имею возможность работать с топ-менеджерами двух крупнейших экосистем в России.
— О каких негативных моментах вы говорите?
— Я имею в виду слухи вокруг СП. На самом деле, все, входящие в СП, активы получают только пользу от работы с обоими акционерами. Вы можете это увидеть по тому, какой рывок совершили компании с момента создания СП.
Автор: Роем.
Оставить комментарий, поделиться мнением или задать вопрос...
Ещё материалы по этой теме:
- Зачем «Яндекс» купил «Кинопоиск»?
- Ларри Пейдж
- Илья Сегалович
- Создание «Одноклассников»
- Создание YouTube