Брин, Пейдж и Мотвани разработали прототип поисковой системы, предназначенный для внутреннего пользования. Этот механизм, созданный на базе традиционной технологии и новой программы PageRank, представлял собой программу для поиска информации в Интернете, которая выдавала результаты поиска в порядке убывания степени их релевантности. Если остальные поисковые системы просто сравнивали слова в строке запроса со словами на веб-страницах, PageRank ещё и выстраивала полученные результаты в логичной последовательности. Наконец-то пользователи компьютеров получили возможность быстро находить в Сети нужную информацию по более точному алгоритму.
Осенью 1997 года Брин и Пейдж решили дать своему детищу название. Пейдж всё никак не мог подобрать легко запоминающееся и не использованное в других названиях слово, а потому обратился за помощью к Шону Андерсону. «Я подходил к чистой доске и начинал "мозговой штурм", а он всё говорил: "Нет, это не то"», — вспоминает Андерсон. Так продолжалось несколько дней. «Мы уже почти отчаялись что-либо придумать, но продолжали ломать головы. И тут я говорю: "А как насчёт Googleplex? Тебе ведь нужно название для системы, которая осуществляет поиск информации, заносит в индекс веб-страницы и позволяет пользователям систематизировать огромные массивы данных? Так вот, Googleplex — это большое число". Этот вариант ему понравился: "Неплохо, но лучше укоротить. Скажем, Google".».
Я набрал на компьютере слово «google» — как выяснилось позже, не совсем правильно — и показал ему. Ларри кивнул головой в знак согласия, а вечером того же дня зарегистрировал новое название и написал его на нашей доске: Google.com. Теперь поисковый ресурс владел огромным каталогом сайтов. Как Yahoo! или Amazon.
Следующим утром я увидел на доске комментарий Тамары Манзнер: «Вы неправильно написали это слово. Оно пишется как googol». Но «неправильное» название было уже зарегистрировано».
В 1997 году поисковая система стала доступной для студентов, преподавателей и административных работников Стэнфорда по адресу google.stanford.edu. Весть об этом быстро разнеслась по университетскому городку. Бюро лицензирования технологий университета подало заявку на выдачу патента. А студенты и профессора начали пользоваться Google для поиска информации в Сети. «Он очень быстро стал для меня единственным поисковым ресурсом», — признался профессор Деннис Эллисон.
Не имея возможности привлечь профессиональных дизайнеров, Брин оформил главную страницу Google довольно незамысловато. И не прогадал: её характерный дизайн пользователи находят очень привлекательным. Разноцветные буквы логотипа и белоснежный фон создают ощущение чистоты, которой так не хватает в интернет-пространстве.
Главная страница Google резко контрастировала с вебстраницами, напичканными мигающими баннерами, яркими рисунками и текстами (таких в Интернете — подавляющее большинство). Поскольку на Google не рекламировались товары и услуги, пользователи чувствовали себя здесь довольно вольготно. «Дизайн ресурса просто великолепен», — говорит Эллисон. — «Если вы обратитесь в дизайнерскую фирму с просьбой разработать дизайн главной страницы, такой вы никогда не получите. На главной странице Google нет ни забавных персонажей, ни металлических оттенков, ни звука, ни света. Её дизайн — вызов устоявшемуся мнению, что пользователям нравится бродить по сайту в сопровождении звуковых и световых эффектов».
Поскольку база данных и круг пользователей стабильно росли, Брин и Пейдж постоянно нуждались в компьютерах. Новые приобрести они не могли — не позволяли финансы — а потому покупали комплектующие, из которых потом собирали ПК. Когда в 360-й аудитории уже не осталось свободного места, Брин и Пейдж передислоцировали свой центр обработки данных в комнату Пейджа в общежитии. «Мы собирали ПК и подключали их к своей компьютерной сети», — говорит Пейдж. — «В конце концов мы поняли, что такой подход позволит нам многого добиться».
Обновление от 30 июня 2020 года
BackRub
Именно так назывался Google до переименования в 1997 году.
Лари Пейдж и Сергей Брин любили игру слов, закладывая в название смысл и одновременно какую-то забавную ерунду. Но если смысл может оставаться годами, то то, что забавляло раньше, уже не так смешно с возрастом.
BackRub в 1996-м выбрали из-за того, что Google анализирует ссылки (backlinks) для понимания важности сайта (своего рода УТП). Но год спустя, поняли, что название не очень хорошее: другие ПС тоже начали использовать ссылки для ранжирования. И ребята начали изобретать новое название с помощью мозгового штурма. Имя должно было отобразить, как много данных они индексируют (ну, что, типа, у них самый большой... индекс).
Один из аспирантов Стендфорда предложил название «Googolplex» (10 в степени гугол), Лари укоротил до просто «googol» (10 в степени 100, типа, давай поскромнее...). Но когда начали искать свободный домен, случайно опечатались и ввели google.com. Лари Пейджу такое название понравилось даже больше. У домена была чистая история, поэтому его сразу «зарегали» :)
Забавно только, что сейчас «Google» — лишь впомогательное название. На самом деле, с 2015 года компания именуется «Alphabet».
А как вы придумывали название для своей компании?