
Это сегодня, уважаемые друзья, нас со всех сторон окружают десятки социальных сетей на любой вкус и цвет. Это сегодня мы можем за 20 минут зафрендить 100 друзей по любым интересующим нас признакам и параметрам, включая размер обуви и длину усов. Согласитесь, давно уже не существует препятствий, чтобы бесплатно позвонить другу на далёкую арктическую станцию или пообщаться в режиме видеоконференции с бабушкой из неблизкого сибирского села. Сегодня мы интегрированы в Сеть настолько, что, пожалуй, можно бы уже и поменьше.
А ведь многие из сегодняшних скитальцев Сети застали ещё и совершенно иную эпоху. Время, когда от слова «пятизнак» радостно дрожали руки любого человека «в теме». Время, когда аббревиатура «ICQ» была синонимом сумасшедшего по своему драйву общения и безграничных возможностей. Вы можете смеяться, но ещё не так давно «ICQ» была не просто мессенждером, а почти что религией. Программа, доживающая сегодня свой век на обочине IT-индустрии, когда-то знала совершенно иные времена. Это было. Я помню…
История создания «ICQ»
Тель-Авив. 1995 год. Интернет пока ещё немного в диковинку, но уже чувствуется его колоссальный потенциал. Именно в это время четверо израильских старшеклассников (Арик Варди, Сефи Вигисер, Яир Голдфингер и Амнон Амир) создают простенький и достаточно удобный интернет-пейджер для общения друг с другом. Стартап? Помилуйте, тогда и слов-то таких ещё не знали. Всё гораздо прозаичней: ребятам просто нужна была несложная программка, которая «кушала» бы минимум ресурсов компьютера и, главное, могла бы передавать сообщения между пользователями посредством Сети.
Сначала программа и вовсе не имела никакого названия. Затем кто-то предложил назвать её первыми буквами фразы «I seek you» — «Я ищу тебя». Немного поразмыслив, было принято коллегиальное решение о том, что новая разработка будет носить гордое имя «ICQ».
Поскольку ребята хоть и были всего лишь старшеклассниками, но старшеклассниками-то израильскими, они быстро смекнули свою выгоду. Созданная за короткое время компания Mirabilis уже в ноябре 1996 года официально объявила, что программа «ICQ» доступна для свободного скачивания.
Начавшаяся как невинная забава, история идеи мгновенного обмена сообщениями практически моментально вышла за пределы дружеского круга и пошла по всему миру. Причем популярность «ICQ» росла, как снежный ком. В 1996 году число пользователей «аськи» уже превышало миллион человек. Не забывайте, что в то время Интернет был далеко не у каждого, и такая цифра внушала уважение даже серьёзным компаниям. Кстати, первыми преданными фанатами программы были многочисленные подростки, которые быстро сумели оценить лёгкость и потенциал «Аси».
«ICQ» и AOL
Примерно в это же время компании AOL решала серьёзную проблему по расширению круга пользователей своего нового мессенджера AIM. AIM был интегрирован в популярный на то время браузер Netscape Navigator, владельцем которого также являлась AOL. Да, примерно 10 миллионов пользователей у компании уже было, но их нельзя было назвать активными. Дело в том, что каждый зарегистрированный клиент AOL автоматически становился пользователем AIM. Это как раз тот случай, когда количество упорно не хотело перерастать в качество.
В AOL понимали, что если нельзя создать что-то своё, то нужно перекупить чужое. Как вы уже, вероятно, догадались, однажды менеджеры AOL вышли на компанию Mirabilis и её главное детище — «ICQ».
Не хочу лукавить: к середине 1997 года израильская компания чувствовала себя вполне сносно. Чего стоит хотя бы штат сотрудников, разросшийся к тому времени до 100 человек. Прибавьте к этому ещё и невероятно успешный выход специального «ICQ»-сервера для предприятий, который лишь упрочил положение компании. Да, 10 миллионов пользователей у «ICQ» ещё не было, но все понимали: со временем появятся и они. И гораздо больше 10 миллионов: пейджер был невероятно популярен и бил все рекорды по скачиваниям на главном профильном портале Download.com.
Не буду вас томить: в 1998 году компания Mirabilis была полностью выкуплена AOL за колоссальную для того времени сумму в $ 407 млн. Тем самым AOL не только упрочила своё положение на рынке и купила очень перспективный сервис, но и утерла нос Microsoft, которые тоже были не прочь стать владельцами «ICQ».
«ICQ»: от рассвета до заката
Примерно до 2005 года «ICQ» набирала ошеломительные обороты. Так, всё в тот же «золотой» 2005 год число пользователей «аськи» достигло апогея — 500 миллионов человек. Триумф этот, впрочем, продлился не так долго. Поскольку направление было более чем многообещающим, вскоре на рынке появились небезызвестные Miranda, QIP и прочие альтернативные клиенты.
В отличие от старушки «ICQ» они не пичкали пользователей надоедливой встроенной рекламой, а их регистрационные данные были полностью совместимы с «ICQ». Естественно, какая-то часть пользователей сразу же «пересела» на новые программы.
Отдадим должное владельцам «ICQ» — они пытались бороться с наглыми «родственниками», но эти усилия были, скорее, направлены лишь на сохранения собственного реноме. Как только компания AOL вносила изменения, которые делали невозможным использование альтернативных клиентов, разработчики альтернативных клиентов быстро переписывали код и восстанавливали функциональность своих программ.
Подобное происходило неоднократно, но видимых плодов не приносило: максимум через день после изменения протокола пользователи той же Миранды снова работали с программой без всяких проблем. Было очевидно, что стая мелких хищников безжалостно растаскивают некогда монолитную аудиторию «ICQ».
А тут ещё подоспели социальные сети, оттянув на себя немалую часть пользователей «ICQ». Не забывайте, что постепенно росла скорость передачи данных, появились доступные безлимитные тарифы и экономия трафика перестала кого-либо беспокоить. Многие ушли в Skype, который стал достойной альтернативой в силу своего мощного функционала. В результате «ICQ» начала серьёзно сдавать позиции.
Наконец, в 2010 году сервис «ICQ» был перекуплен россиянами, а конкретно — инвестиционным фондом Digital Sky Technologies, которым руководил известный миллиардер Алишер Усманов. Причем сумма покупки была смехотворной — 187 миллионов против 407, затраченных на «ICQ» более 10 лет назад. По сути, Усманов купил убыточное предприятие, что вскоре он и сам осознал в полной мере. Уже в сентябре 2010 года «ICQ» вошла в Mail.ru Group (которая на сегодняшний день владеет двумя самыми популярными социальными сетями Рунета — ВКонтакте и Одноклассниками).
А теперь немного цифр, чтобы вы поняли всю глубину падения: каждый год, начиная с 2010 года, «ICQ» теряла порядка 20% своих пользователей. Сегодня статистика такова: во всём мире «ICQ» пользуются порядка 12 миллионов человек. При этом число россиян доходит до 8 миллионов. Кстати, я подозреваю, что как минимум треть из них — зарегистрированные пользователи Searchengines.ru. Шучу, конечно. Программа катастрофически теряет популярность, что уже просто глупо отрицать. Весь мир о ней практически забыл, остались лишь небольшие островки признания, одним из которых пока ещё является Россия.
Сказать начистоту, я просто не вижу в программе того потенциала, который поможет ей подняться с колен. Давайте будем откровенны: время «ICQ» закончилось, сегодня на сцене давно уже другие фавориты.
И всё же спасибо тебе, старая добрая «аська»! Когда-то ты была для миллионов из нас гораздо больше, чем просто программой. Ты была дверью в новый мир, который оказался Родиной для многих из нас!
Автор: Алексей Востров.
Обновление от 27 июня 2024 года
«ICQ», главный мессенджер нулевых — всё...

Мессенджер «ICQ» объявил о завершении работы. Ранее его закрытие 26 июня анонсировала «VK».
Сервис «ICQ» был создан старшеклассниками в Израиле в конце 1996 года, а уже через два года продан американской корпорации «AOL» за 407 млн долларов. В 2010 году сервис был выкуплен у «AOL» фондом, близким к Алишеру Усманову, за 187 млн долларов и уже в конце того же года стал частью «Mail.ru Group».
Автор: Алексей Востров.
Обновление от 27 июня 2024 года
Я абсолютно не понимаю ностальгии по «ICQ»
Номер «152045254» я у себя в переписке в последний раз упоминал в 2012-м году, явно это не были классные годы для «аськи».
Подаренный «Мейлом» номер «31425», по-моему, пригодился блеснуть несколько раз, когда кто-то из знакомых поминал, что у него — «шестизнак».
Мессенджер «Whatsapp», с опорой на контакт-лист смартфона, был запущен в 2009-м, «Телеграм» — в 2013-м. Четыре, факин года, «Мейл» сидел и ничего не делал с тем, что изменилась парадигма Instant Messaging (кроме покупки «Аськи» в 2010-м, которая на тот момент была живым трупом).
Это самый большой «просос» Гришина в его карьере.
Но всему этому — больше десяти лет. Можно уже забыть.
Автор: «Логи внутренних диалогов».