
Еврокомиссия часто радует нас всевозможными законами, которые направлены на регулирование рынка технологий. Очередная директива еврокомиссаров обязывает производителей крупной бытовой техники с 2021 года поставлять запасные части к своим изделиям в течение 10 лет, как минимум. Требование касается таких товаров, как: холодильники, посудомоечные машины, мониторы, телевизоры, а также некоторые виды промышленного и осветительного оборудования.
Эти меры приняты в качестве очередного шага в борьбе за «право на ремонт». То есть права потребителей ремонтировать свою технику вне зависимости от желания производителя. Подобные шаги часто вызывают споры, так как затрагивают некоторые фундаментальные общественные противоречия. Да и, в целом, являются хорошим поводом выступить в качестве эксперта по вопросам геополитики. Нас же эта тема интересует совсем с другой стороны. Да и конкуренция на рынке политического анализа теперь необычайно остра. Поэтому вряд ли сейчас удачное время для дебюта в этом жанре.
Ну, а если без шуток, то, не смотря на некоторый популизм, деятельность Еврокомиссии в этом направлении оказывает заметное влияние на рынок. К примеру, мы уже привыкли к тому, что все мобильные телефоны снабжены USB-зарядками. И даже iPhone со своим lightning всё равно заряжается от USB-порта. А ведь так было не всегда. В 90-х у каждого производителя был набор своих разъёмов и адаптеров питания. Даже в пределах одной линейки аппаратов они могли быть несовместимы между собой. Причём не только по форме разъёма, но и по вольтажу.
Уже к началу нулевых это стало сильно раздражать потребителей. Первые попытки ввести унификацию зарядок были предприняты в Южной Корее ещё в 2001-м году. В 2006-м аналогичные шаги были сделаны в Китае. И они даже оказали определённое влияние на рынок. Но окончательно решить вопрос удалось только в 2009-м году, когда под давлением Евросоюза крупнейшие производители сотовых телефонов подписали меморандум, а в 2010-м году требования к зарядным устройствам были зафиксированы в стандарте международной электротехнической комиссии (IEC).
Учитывая историю вопроса, можно предположить, что, рано или поздно, подобные меры могут быть распространены на рынок смартфонов, планшетов и персональных компьютеров. Конечно, эта сфера довольно сложна для регулирования и всегда найдутся юридические лазейки. В конце концов, не каждый бренд может продержаться на рынке более 10 лет. Не говоря уже о юридических лицах, которые им владеют. А это значит, что акцент может сместиться на процедуру сертификации устройств. То есть появления требований к стандартным процедурам монтажа, универсальным внутренним разъёмам и так далее. С одной стороны, подобный подход может ограничить внедрение инноваций. С другой — он упрощает не только ремонт, но и конкуренцию, так как снижает себестоимость разработки и организации производства.
Вот такое интересное противостояние. А что бы выбрали вы? Право на ремонт и унификацию или больше экспериментов и инноваций?
Автор: Контент-Ревью.