ГосДума второй день коллективно «наезжает» на «Яндекс.Новости», которые, якобы, сознательно распространяют фейки и нагнетают социально-политическую обстановку в стране (прямо так, да, «нагнетают обстановку») публикациями о запрете старых автомобилей. Сегодня вон и Володин высказался. Теперь новостные агрегаторы вызовут на ковёр в ГД и, наверняка, ещё раз тщательно зарегулируют.
Вот только давайте определимся: был ли фейк и кто реально плохо сделал свою работу.
Как всё происходило?
Сюжет в «Яндекс.Новостях» о запрете старых автомобилей начался с публикации «Коммерсанта» в 22:27 мск 13 августа. «Ъ» пишет, что зампред комитета Госдумы по экономической политике Когогина по итогам круглого стола направила в Минтранс и Минпром письма с рекомендациями о введении законодательного запрета на эксплуатацию старых автомобилей (тут не забываем, что Когогина — жена гендиректора КАМАЗа, ага).
Утром новость стали активно перепечатывать другие СМИ, всего в этом сюжете «Яндекс.Новостей» 349 сообщений.
В 12:17 мск 14 августа в РИА Новости появляется официальный комментарий комитета по транспорту ГД, что идея Когогиной плохая. Чуть позже Исаев заявляет, что идея Когогиной — частная инициатива (внимание: идея плохая, «ЕдРо» её не поддерживает, что сама новость — фейк, никто не заявляет).
Параллельно соцсети вовсю бурлят и обсуждают запрет.
И только в 15:55 появляется комментарий самой Когогиной, что речь идёт о запрете только старых коммерческих автомобилей, но не личных. Также она указывает, что это не законодательная инициатива депутата, а только рекомендация «круглого» стола, организованного комитетом (то есть, всё-таки, не частная инициатива?).
В 19:37 мск в СМИ «прилетает» заявление от пресс-службы «Едра» с цитатой Исаева: «Вопреки уже озвученной позиции Государственной Думы и фракции в средствах массовой информации продолжает тиражироваться заявление Когогиной с формулировкой о якобы необходимости запрета езды на старых автомобилях. Фракция с учётом мнения председателя Госдумы уже высказала в СМИ свою позицию: мы категорически против подобных запретов для частных лиц (...). Складывается впечатление, что это делается специально для нагнетания социально-политической ситуации. Если это не так, хотелось бы верить, что они поправят свои заголовки и объяснят людям ещё раз, что Государственная Дума никогда не поддержит решения, которые ущемляют права и интересы граждан».
В 17:24 мск 14 августа «прилетает» заявление от Володина, где уже прямым текстом о фейковых сообщениях в «Яндекс.Новостях».
Но фейка не было!
В исходном тексте «Ъ» было чётко указано с самого начала, что в письме Когогиной изложены рекомендации по разработке поправок, а не то, что в ГД уже внесены поправки. Там же указано, что из письма непонятно, о запрете каких старых автомобилей идёт речь.
Также не является фейком заголовок изначального сюжета «Яндекс.Новостей», взятый из «Ъ» — «В Госдуме предложили запретить эксплуатацию старых автомобилей». Тут тоже нет ни слова про готовые поправки или личные автомобили.
После выхода заявлений комитета по транспорту и Когогиной в «Яндекс.Новостях» сформировались новые сюжеты и они висят на той же странице, что и изначальная новость. Депутаты же бесятся, что сюжет с «опровержениями фейка» (которые, на самом деле, не опровержения ни разу) не попал в ТОП Яндекса. Но я уже писала, что эти удивительные люди не знают, что опровержения яркой новости всегда распространяются хуже, чем сама новость — закон коммуникаций.
Что ещё нужно понимать?
В России в этом году законодательно введено понятие фейка и депутаты, при желании, могли бы запустить процедуру ограничения распространения фейка. Правда, пришлось бы объяснять, в чём именно налажал «Ъ».
Депутаты требуют от агрегаторов править «неправильные заголовки», но как-то смешно игнорируют госагентства, задача которых чётко отражать политику партии и правительства. У ТАСС и РИА до сих пор висят исходные новости со ссылкой на «Ъ» и там нет никаких апдейтов про «некорректную информацию». И их сообщения — часть того самого сюжета «Яндекс.Новостей».
Наконец, профессиональное
Зная, как быстро распространяются сейчас жаркие новости, надо просто умудриться выпустить первое пояснение, что речь вообще не про личный транспорт в 15:57!! То есть через 17 с половиной часов после выхода новости в «Ъ». Нормальные пиарщики начинают «выносить» мозги газетным журналистам прямо с утра, если считают, что в тексте что-то не так. И следят за всеми перепечатками, чтобы там не было искажений. Но пиарщики самой Когогиной, её комитета, фракции «ЕдРа» и ГД явно никуда не торопились.
Автор: Ксения Болецкая.