
Философские споры о том, что первично — форма или содержание, ведутся давно, но в сфере мобильных развлечений ответ однозначен: форма явно определяет содержание. Тут китайские медиакомпании выступают законодателем мод, экспериментируя с новым форматом — «вертикальная драма».
Пионером нового формата можно назвать китайского интернет-гиганта Tencent. В 2018 году он наладил выпуск коротких серий романтических комедий для мобильных устройств. Причём, не усечённых вариантов обычного кино, а проектов, изначально предназначенных для просмотра на вертикальном экране, между делом, на ходу, в транспорте.
Термин «вертикальный» для нового формата стал определяющим. И определяет он не столько способ построения сюжета сериала, сколько его визуальную структуру, чем позволяет создать совершенно особенный жанр аудиовизуального произведения. «Вертикальная драма» — контент, который пришёлся по вкусу публике и уже сейчас можно определить его характерные черты.
А вот на этих биржах продаётся текстовый контент. Кому надо — налетай...
Прежде всего, это суперкороткие серии — эпизоды длительностью от двух до пяти минут. В это короткое время вмещаются все коллизии эпизода, вставные шутки и обязательно — открытый финал. Причём, финал выстроен так, чтобы разжечь аппетит зрителя к дальнейшему просмотру.
Второе: краткость и линейность сюжета, свойственные малым формам, в определённой степени, диктуют выбор жанра. Именно поэтому большинство «вертикальных драм» — комедии. Что понятно: комедия не требует времени на развитие сложных характеров, её инструменты лаконичны: действие, эмоции, мимика, характерные герои. Кроме того, комедия позволяет вставлять и использовать различные шутки, ситуации с приколами и значит — легко вызывать ответную реакцию и сочувствие. Для пятиминутных серий это более органичные и реальные задачи, чем погружение зрителя в саспенс.
Другая характерная черта «вертикальной драмы» — фрагментированный визуальный язык. Не ждите здесь длинных миксов и круговых масштабных панорам. Использование в монтаже разделённого кадра, частых переходов и коротких склеек — доминирует в визуальном языке «вертикальной драмы». Подобный стиль как нельзя лучше сочетается с быстрым комедийным ритмом этих мобильных шоу. Кроме того, технически, он позволяет делать каждый момент времени максимально информативным. Ограниченность пространства в кадре компенсируется увеличением в нём объёма визуальной информации. Разумеется, к стремительно формирующемуся художественному языку «вертикальных драм» нужно привыкнуть, но, однозначно, его динамичность и наполненность увлекают и затягивают.
Ещё одно важное отличие «вертикальной драмы» от полноформатного кино заключается в следующем. Большой экран, благодаря своим физическим размерам, пытается погрузить зрителя в другой мир. В этом смысле мобильный экран — его противоположность. Он не заботится о погружении зрителя в другой мир, а, скорее, обеспечивает в потоке обыденности крошечный портал в свою реальность. Именно это свойство маленького мобильного дисплея позволяет зрителям принять и увлечься его сверхъестественным визуальным языком, который быстрее, плотнее и богаче информацией, чем может предложить окружающий мир.
Перечисленные особенности «вертикальной драмы» делают её особым мобильным форматом, освобождая от китайского (да и вообще какого бы то ни было) национального контекста. И по этой причине, «вертикальная драма», наверняка, будет скопирована на Западе.
И это ещё раз доказывает тот факт, что умение найти новые ниши и форматы далеко не всегда требует больших бюджетов и сложных технологий. Конкурировать с западными медиагигантами возможно, но для этого, в первую очередь, нужны желание и талант.
Автор: Контент-Ревью.