Все мы привыкли к тому, что технологии меняют нашу жизнь. На иллюстрации в древнем журнале прошлого века изображён чайник, получающий радиосигнал. Подпись гласит: «Можно отправить чайнику команду на включение по радио, но зачем?». Сегодня уже никто не задумывается, зачем. А стоило бы. Тем более, что всё чаще технологии служат не нам, а корпорациям, преследующим собственные цели (например, получить максимальную прибыль).
Взять хотя бы «Амазон». Год назад компания открыла в Нью-Йорке полностью автоматизированный магазин. В нём не было кассиров и продавцов: достаточно было набрать тележку нужных покупок, а на кассе они распознавались системой и оставалось лишь оплатить счёт (разумеется, карточкой). И вот, в магазине без кассиров появились кассиры. Всему виной стала дискриминация покупателей по наличию банковских счетов, так как даже в США около семи процентов домохозяйств пользуются исключительно наличными. Теперь под вопросом находится дальнейшее функционирование магазина. Почему? Потому что избавление от кассиров и наличных нужно было, в первую очередь, для снижения расходов на оплату живой силы и инкассации. А вовсе не для того, чтобы потребитель прикоснулся к будущему.
Да, и будем откровенны: все мы избегаем касс самообслуживания, всё чаще появляющихся в «Ашанах» и прочих сетевых супермаркетах. Вдумайтесь: вы за собственные деньги вынуждены осваивать профессию кассира, пробивать штрихкоды, взвешивать продукты. И не дай Бог допустить ошибку — всё придётся начинать заново. При этом супермаркет сэкономленными на кассирах деньгами с вами не поделится, а специально обученный персонал будет бдительно следить, чтобы вы не забыли оплатить все покупки. Экономит ли касса самообслуживания ваше время? Нет. Делает ли она вашу жизнь проще? Нет. Зато супермаркет получает дополнительную прибыль.
Если ковырнуть практически любую инновацию в ритейле, то выясняется, что она направлена на максимизацию прибыли, а вовсе не на то, чтобы изменить потребительский опыт к лучшему. Компания Nike выпускает специальное приложение, с помощью которого можно будет определить правильный, по их мнению, размер ваших ног. Оказывается, 60 процентов людей носят кроссовки неправильного размера. Более того, разные модели кроссовок одного и того же размера будут сидеть на ноге по-разному. И вот, потребители отсканируют ноги и выяснят, что носят кроссовки неправильного размера. Что они сделают? Правильно, немедленно отправятся в магазин за новыми.
Так уж устроена наша психология. Достаточно заронить семя сомнения, чтобы из него немедленно выросло гигантское дерево. Вы можете годами носить кроссовки одного размера, но стоит вам сказать, что вы носите неправильный размер, а вот в таком-то размере вашей ноге будет более комфортно, как мир уже не будет прежним. И даже если раньше всё было хорошо, то после нового знания будет казаться, что кроссовки жмут.
«Амазон» со своим полностью автоматизированным магазином поступает точно также. Компания рассказывает о том, как это здорово, когда в магазине нет продавцов и кассиров. Как это технологично и прикольно. Но почему-то забывает снизить цены, раз уж издержки снизились. Но нет, почему-то потребителям достаются вершки, а репу коммерсанты предпочитают оставлять себе.
Так может уже пора перестать участвовать в этих играх, в которых вы проигрываете уже по факту вступления в игру?
Автор: Контент-Ревью.