
На этой неделе, самое бесполезное из наших ведомств, под руководством неутомимого господина Жарова, в очередной раз, отчиталось о конфискации SIM-карт с чёрного рынка. Такие сообщения, практически, никогда не несут особой смысловой нагрузки, так как помимо факта конфискации никаких деталей не сообщается. У кого конфисковали, что стало с этими негодяями, были ли SIM-карты — всё это вопросы, повисающие в воздухе. И, если честно, всё это похоже на яростную борьбу коррумпированных мексиканских полицейских с наркотрафиком: они тоже конфискуют тонну кокаина, но умалчивают о том, что сто тонн отравы спокойно проследовали в пункт назначения. О рынке SIM-карт, называемых «серыми», мы пишем не так часто. Так давайте поговорим о них этим августовским утром.
Для начала, стоит определиться с терминами. «Серыми» называют SIM-карты, которые абонент получил без обязательных процедур оформления. В случае с Москвой, подразумеваются те «симки», что раздаются мутными личностями у станций метро. Эти контракты, зачастую, выдаются полностью работоспособными, а значит — они уже на кого-то оформлены. На кого именно — не так важно, потому что регламентом оператора разрешается на один паспорт вешать большое количество SIM-карт. Это понятно: мы стоим на пороге «интернета вещей» и если пять лет назад ограничение в пять номеров на паспорт выглядело избыточным, то сегодня, в некоторых случаях, и десятка SIM-карт может не хватить. Особенно, если вставлять их во все домашние бытовые приборы. Вот и получается, что, по большому счёту, достаточно иметь доступ к базе паспортных данных, чтобы активировать сколько угодно SIM-карт. А уж с сегодняшними технологиями удалённого оформления всё становится совсем просто.
Поэтому те SIM-карты, которые раздаются у метро, либо уже оформлены на кого-то и активированы, либо требуют от абонента-таки заполнить и принести договор в салон оператора. В любом случае, юридически, эти SIM-карты ничем не отличаются от оформленных в салоне. Так почему же они «серые»? Видимо, потому что «белыми», традиционно, считаются SIM-карты, оформленные по старинке — через Интернет или в салоне оператора (с соблюдением всех процедур и сопутствующим навязыванием дополнительных услуг). Про то, как опасно сегодня ходить в салоны операторов, мы относительно недавно уже рассказывали.
Проблемой для рынка являются не «серые» SIM-карты, а мёртвые души, которыми напичканы операторские базы абонентов. Ведь даже при самом оптимистичном раскладе, в России можно наскрести, ну, сто миллионов абонентов. Ежегодно может появляться миллион-два новых абонентов из числа тех, кто уже перестал ходить под стол и обзавёлся своим первым мобильным телефоном. А количество проданных SIM-карт только в прошлом году составило 97 миллионов штук. Представьте: в стране, где у всех поголовно уже есть мобильные устройства и SIM-карты, продаётся 97 миллионов SIM-карт. Кто их покупает? Покупает ли? Или же это те самые «серые» SIM-карты, которые раздаются бесплатно или, без особого шума, добавляются в чек покупателя в салонах связи?
Вся возня вокруг «серых» SIM-карт не интересна никому: ни операторам, ни абонентам, ни рынку. Но менеджерам очень хочется получить премию за ударную работу, а один из главных KPI — как раз продажа SIM-карт. Об этом постоянно говорят в интервью топ-менеджеры. Мол, нам нужна розница, чтобы продавать контракты. Кому и зачем — непонятно. Где все эти загадочные 97 миллионов новых абонентов — неизвестно. А ведь в прошлом году продажи снизились, так-то ежегодно под 100 миллионов SIM-карт продаётся.
Только вот «продажа» не означает, что была «покупка». Можно отдать дилеру пару миллионов SIM-карт и оформить это как «продажу». Тем более, формально это и есть продажа. Все довольны. Менеджер выполнил KPI, дилер раскидал у метро SIM-карты, аналитики получили пищу для анализа. Все при деле. Даже Жаров.
Автор: Контент-Ревью.