Интервью с Владимиром В. Болотиным (aka eretik), автором блога «Пять страниц о...».
Герой интервью — редактор сайта Российской Государственной библиотеки, профессиональный читатель, блогер Владимир В. Болотин. По взаимной договоренности мы с Владимиром сразу перешли на «ты».
В российской блогосфере ты больше известен как автор блога «Пять страниц о…», где выступаешь в качестве свободного литературного обозревателя. А Российская Государственная библиотека — как случилось, что ты стал там работать?
Ну, я не знаю, насколько сильно я известен в российской блогосфере. Но соглашусь, что «Пять страниц о…» можно действительно считать успешным блогом. По крайней мере, из всех моих интернетовских начинаний. По поводу «свободный литературный обозреватель». Звучит как-то пафосно. Я просто пишу о тех книгах, которые прочитал; стараюсь быть честным, если мне не понравилась книга, то так и говорю. Книги дарят настроение, иногда мне удаётся его передать. А свободный — это да, есть такое, ещё не получал предложений написать отзыв про книгу за деньги. Зато были просто предложения познакомиться с текстами... С началом одного фантастического романа познакомился, теперь не знаю, как об этом написать...
Приход мой в РГБ — это просто смена работы и деятельности. Давно хотел попробовать себя редактором сайта. Узнал про вакансию и решил попробовать её занять. Попытка оказалась удачной. Как редактор сайта, я в относительной близости от книг: наш отдел через дорогу от основного здания. Да и, в общем-то, РГБ — это не совсем то, что представляется при слове «библиотека», согласен?
Согласен, впрочем, ведь и ты не совсем похож на рядового библиотечного работника. Недавно был открыт РГБлог — Блог Российской государственной библиотеки. Почему именно блог? И как к такому шагу отнеслась администрация? Не посчитала ли его рискованным?
Блог сегодня — это удобный инструмент коммуникации. К тому же это сейчас довольно модно и актуально. Многие способные интересно писать (а ещё больше те, кто не способен этого делать) заводят дневники. Кто-то ради забавы, а кто-то всерьёз и надолго. Вот для последних блог — это возможность общаться с интересными людьми, у которых схожие интересы, это новые знакомства, опыт. Для многих фирм (и фирмочек) блог является доступным способом заявить о себе. Блоги есть и у серьёзных, «взрослых» компаний. Вот далеко не полный, как мне кажется, список отечественных корпоративных блогов.
Что касается запуска РГБлога. РГБ — это тоже своего рода корпорация, которая хочет идти в ногу со временем. Я бы не стал этот шаг называть сильно рискованным, это было бы преувеличением. Посмотри вокруг, и ты без труда заметишь, что мы не первые (к сожалению), кто завёл дневник. И, сразу оговорюсь, давай не будем обсуждать, каким должен быть библиотечный блог. Блоги бывают разные.
Как-то ты уже отмечал в своём интервью TooDoo хронографу, в блогосфере «много блогов с ИТ-тематикой», пишущих, в основном, об одном и том же. Твои проекты очень разнообразны. Чем это вызвано?
Мои проекты — реализация моих идей. Если они способны разнообразить блогосферу, то это очень здорово. Ведь тем для блогов полным-полно, только надо творчески подойти. Хочешь пример? У меня идея была (да и остаётся) сделать коллективный блог про общественный транспорт, чтобы пассажиры писали... а сейчас, знаю, готовится похожий проект, не про транспорт только.
Один учебный год ты преподавал в школе информатику, имеешь профиль в Хабрахабре. Как уживаются IT и литература в сфере твоих интересов? И где ты чувствуешь себя своим?
Дело в том, что мне вообще трудно почувствовать себя где-то своим. Может быть, и ник мой не просто так появился. С компьютерами я начал общаться рано: ходил на дополнительные занятия по информатике. В школе, помню, были «бекашки», но, скорее, интерес был «поиграть». Потом в школе появились 286-ые и «Принц Персии». Дома у меня сначала был Spectrum с магнитофоном для загрузки и телевизором. 54 сантиметра для монитора — неплохо, правда? А потом 386-ой, который просуществовал у меня аж до 2002 года. У меня там стоял Лексикон, где я набирал свои первые тексты...
За это время (с 1995 по 2002) я упустил много, связанного с компьютерами. Но мне всегда они нравились, а потом ещё и Интернет появился. Близка ли сфера айтишников? Если бы я серьёзно занимался на УПК, то был бы программистом, ведь свидетельство о том, что знаю языки Basic и Си у меня где-то пылится. Так что я бы сказал, что эта среда мне интересна и заманчива.
В литературе я пока «никто». Да, были публикации, но в самиздатовских сборниках, за свой счёт… Участвовал в нескольких конкурсах… Однако литературой надо заниматься серьёзно, отдавать большую часть времени. Сейчас, скажем так, я взял некий отпуск: не пишу ничего уже больше года. Кроме записей в блог.
А информатика в школе — своего рода испытание.
Можно считать, что ты его прошёл?
Испытание-то я прошёл, а вот битву проиграл, наверное. Оказалось, что преподавать и работать с детьми я могу (всё-таки диплом имеем). А вот ужиться с коллегами, противостоять администрации, сломать систему… Очень сложно, когда всё делают только для галочки, для виду, для отчёта... Чтобы быть красивыми и опрятными. Просто не понятно, зачем приглашать на работу и не давать работать?
В одной из своих заметок ты говорил, что хоть и читаешь с наладонника, всё же предпочитаешь бумажные книги. Почему? И где ты больше всего читаешь?
Бумажные книги — это привычка. Хорошая. Приятно чувствовать бумагу, переворачивать страницы. С наладонника стал читать, как только он у меня появился. Нашёл программу удобную — Haali reader — выбрал книги в сети. С экрана я прочитал Бунина, Бредбери, Переса-Реверте, Мураками, «Утро магов» (хотя нет, УМ я читал с телефона уже)... Своих сокурсников по Литинституту читал.
Помнишь, у В. Гюго в «Соборе Парижской Богоматери» есть слова «книга убьёт здание». Вряд ли Интернет и бурно развивающиеся электронные носители способны убить бумажную книгу. Бумага надёжнее сохраняет информацию, чем любой другой носитель. Сейчас редко пользуюсь наладонником. А читаю в основном в метро и дома, за завтраком и перед сном.
Аудиокнигами не пользуешься?
Нет, пока не срослось.
Среди твоих интересов значатся не только книги и литература, но и многое другое, к примеру, компьютерные игры. В последних больше всего что предпочитаешь: шутеры, RPG, стратегии?
Люблю побегать и пострелять. Нравится WarCraft, но сейчас в WoW как-то недосуг. Очень мне нравились в своё время Transport Tycoon и SimCity. Сейчас на ноутбуке у меня стоит NFS: Most wanted, гоняю после работы.
В твоём профиле TooDoo есть метки «издательство», «книгоиздание». Почему? Не планируешь ли ты издание своей книги, может, есть рукопись «в столе»?
Рукопись у меня есть. И не одна. Парочка романов, несколько повестей и рассказов на сборник. Что касается книгоиздательства, то у меня есть идея, но нет денег на её реализацию.
В детских мечтах Владимир Болотин видел себя космонавтом, художником, писателем. Судя по всему, ты начал воплощать мечты с конца списка. Рисуешь?
Рисовал с детства (как заработать на рисунках в Интернете). А более-менее осмысленные картины я сделал в возрасте 15-17 лет. Карандашом. Но потом сосредоточился на сочинении историй — это получалось лучше. Сейчас могу рисовать смешных человечков и рожицы.
В ЖивомЖурнале у тебя весьма яркий юзерпик. За скинхеда не принимают?
Почему не принимают? Принимают. И даже здороваются. По крайней мере, особых проблем и притеснений по поводу прически не было.
Скажи, когда вы запустите проект «Гений недели»? Когда «включите лампочку»?
Ну, не знаю. Дело в том, что сейчас не до лампочки… Мы с друзьями пытаемся запустить другой проект… Так что временно лампочка будет выключена.
А «другой проект» как-то связан с книгами?
Другой проект пока секрет.
Когда E-generator в феврале 2007 года создал блог LiveLib, ты возглавил команду авторов. Сейчас готовишь ещё один проект. Как ты на всё находишь время? Не получается ли так, что новое создаётся в ущерб старому?
Почему в феврале? Вроде был май месяц, когда Е-generator стал сотрудничать с LiveLib. Я участвовал в блоге LiveLib не в ущерб «Пять страниц о…». Нет. Времени, конечно, не хватает на всё, планировать его не умею, книжек умных не читал. Но как-то вот выкручиваюсь.
Кстати, ты не Владимир Владимирович?
Нет. Странно, что никто не спрашивает что за В. такая.
А что за В. такая?
Когда называю инициалы, всем сразу интересно не Владимирович ли я. Про В. можно по-разному рассказывать. Скажем, меня в колледже ребята вдруг стали называть боссом. Ну, по разным причинам, одна из которых — возраст (я старше их на три года). Вот эта В. может быть сокращение от Boss. На самом деле, это сокращение от отчества. Просто я стал так писать, чтобы меня сразу выделяли из массы других Владимиров Болотиных.
Хорошо, с другими Владимирами Болотиными мы тебя теперь точно не спутаем. Спасибо за интервью.
Данное интервью участвует в конкурсе «Стань Интервьюером!», который организовал блогер Михаил Подлинев aka miku.
Автор: monitoringkonkursa.
Ещё с сайта: