
Вслед за «Твиттером», Google решил ограничить политическую рекламу на своих ресурсах. Там весьма витиевато всё написано, но как я понял — это не полный отказ от политической рекламы, а ограничение на «микротаргетирование». Что бы это ни значило.
Но тренд задан, да. Вангую, что и «Фейсбук» скоро выступит с подобным заявлением.
Так. Ну, чтобы два раза не вставать, попробую объяснить, почему крупные платформы начали отказываться от политической рекламы.
Всё, на самом деле, просто. Объяснение тому — деньги.
У «Гугла» есть транспаренси-репорты и мы можем глянуть, сколько денег они зарабатывают на политической рекламе. И оказывается, что за период на март 2019-го в Европе «Гугл» «срубил»... 7 млн. евро.
В Индии на 19-е февраля — 294 млн. рупий. Это чуть больше 4-х млн. долларов.
Ну, и, ожидаемо, самая большая сумма — почти 128 млн. долларов — была выручена (на 30 мая 2018-го года) в США.
Много это или мало? Конечно немного: квартальная выручка «Гугла» на 30 сентября сего года — 40 млрд долларов. Ну, то есть, политическая реклама в объёмах выручки корпорации, на самом деле, какие-то сотые доли процента.
Есть предположение, что у «Твиттера» и «Фейсбука», примерно, также. Ну, плюс-минус, но цифры одинакового порядка.
Но при этом риски, связанные с преследованием за «неправильную политическую рекламу» — весьма серьёзны. Вплоть до вызова в Конгресс США, как это было с Цукербергом, или миллионные штрафы от менее продвинутых правительств в таких странах, как наша.
Отсюда следует простое управленческое решение: «А может, ну его, на фиг, эту политику?». Я вполне понимаю руководство корпораций, да.
Ну, и ещё добавлю: в блоге Google (ссылка в начале статьи) есть упоминание такой штуки, как «deep fakes».
Моё отношение к этому термину общеизвестно: нет никаких «фейк ньюз» вообще. Есть клевета, ложь, брехня, вздор и дичь. Этим терминам тысячи лет. Зачем вводить ещё одно определение вранью — я плохо понимаю. Но с другой стороны — модераторы интернет-корпораций вовсе не обязаны знать, что там правда, а что вранье. Ну, например, откуда модератору из Германии (я знаю, что довольно большая группа модераторов «Фейсбука» сидит где-то там) знать, что объявление о митингах в Москве соответствует действительности, а не является каким-нибудь вбросом от «ольгинской фермы»? Ни откуда.
И потому сам процесс по размещению политической рекламы становится серьёзным бизнес-процессом с привлечением специалистов, запросом документов и подтверждением персоналий, дающих рекламу.
Это дорого. Это долго. И это рисковано.
Очевидно, что общество должно как-то разрешить сложившуюся ситуацию, да. Но лично у меня пока идей нет — чтоб всё было и красиво, и правдиво, и не очень дорого.
Думаю, что этот вопрос нужно будет ставить, в том числе, и на большом IGF в Берлине. Мероприятие уже на следующей неделе — я обязательно напишу, что и как там по данной теме обсуждается.
Автор: ЗаТелеком.