
В широких общественных массах принято считать, что поиск в Интернете контролируют поисковики. Google — по всему миру, Google и Яндекс — в СНГ.
И правда, ведь эти сервисы даже называют себя «поисковиками». При этом главный (и иногда единственный) элемент их интерфейса — поисковая строка. Но если копнуть глубже, то можно заметить, что поиск — крайне конкурентный рынок, в котором Google и Яндекс не являются монополистами, а ведут ожесточенные бои за долю на рынке.
Начнём с того, что поиск сам по себе является одной из самых прибыльных ниш в Интернете. Этому способствует целый ряд особенностей:
- Реклама не отличима от контента. Зачастую понять, что поисковая выдача содержит рекламу, можно только по метке «реклама». У поисковика, в отличие, например, от Фейсбука, нет задачи отвлекать человека от просмотра основного контента мигающими баннерами.
- Реклама гораздо эффективнее и, соответственно, приносит больший доход (по сравнению с рекламой в том же Фейсбуке или ВКонтакте). Поскольку в случае поиска, реклама отвечает на конкретную нужду пользователя, которая есть у него прямо в этот момент и он ищет её решение.
- Персональные данные не нужны настолько сильно, как они нужны условным Фейсбуку, ВКонтакте и Одноклассникам, чтобы хоть как-то настраивать таргетинг вашей рекламы. Система может вообще ничего не знать о пользователе, который вбивает поисковый запрос, и всё равно относительно эффективно размещать контекстную рекламу в результатах поиска.
- Не надо «пушить» аудиторию разного рода уведомлениями, чтобы они вернулись в поиск. У людей и так есть потребность в поиске практически каждый день (ведь в процессе жизнедеятельности постоянно появляются вопросы). В случае же с соцсетями, это просто развлечение, которое пожирает ваше свободное время. В лучшем случае, вы ищете через них новые половые связи.
Естественно, за такой жирнющий кусок борются все лидеры IT-рынка. Например, Амазону в США, Канаде, Германии и ряде других стран удалось заменить для пользователей поиск по товарам. Зачем идти в Гугл и спрашивать про соковыжималки, если вы всё равно всё покупаете только на Амазоне (и там же, в удобном интерфейсе, можете сравнить параметры)?
В России аналогичная ситуация, например, с магазинами М.Видео или Озон. Зачем делать лишние усилия, да ещё и потреблять рекламу от Яндекса, если можно сразу пойти и выбирать в том магазине, в котором, с вероятностью в 95%, вы будете покупать этот товар?
Тем самым, интернет-магазины электроники:
- Забирают долю поиска у поисковых компаний.
- Экономят бюджет: ведь им не нужно рекламироваться в Гугле или Яндексе, чтобы показать и продать свой товар — люди сами к ним приходят с запросом.
- Сами становятся операторами рекламы: ведь теперь производители электроники будут готовы платить дополнительные ретробонусы в обмен на спецразмещения в результатах поиска на сайте интернет-магазина монополиста.
Та же ситуация происходит ещё в куче подвидов поиска. На примере России:
- Авито контролирует поиск по подержанным авто и недвижимости. Яндекс пытается откусить у них кусок через свои Авто.ру и Яндекс.Недвижимость, но получается не очень.
- HeadHunter контролирует поиск по вакансиям. Тут они борются ещё и с Авито. Только у Авито фокус смещён в сторону грузчиков и кассиров, а у HeadHunter, всё же, в сторону более высокооплачиваемых вакансий. А значит, их сегмент более денежный.
- Инстаграм контролирует поиск по знаменитостям. Обратите внимание: сейчас, когда вы вводите имя любой знаменитости в Яндекс, первой строчкой будет её инстаграм-аккаунт и только второй — страница на Вики.
Список можно продолжать ещё долго. То же самое в тематиках музыки, видеороликов, фильмов, игр, автозапчастей и так далее.
В общем, поиск — безумно конкурентный рынок. И он всегда будет им оставаться: даже при наличии кажущихся монополистов в лице Яндекса или Гугла. Конкуренты откусывают самые денежные куски от поискового пирога, оставляя для Яндекса и Гугла обработку самых дешёвых информационных запросов по типу «Почему Ельцин бухал, а Брежнев целовался?».
Автор: Диджитал Доктор.