
Повышенный градус истерики вокруг новостей, связанных с «Фейсбуком», «Ютубом» и прочими гигантами, немного сбивает прицел в восприятии того, что происходит с платформами. А происходит их бурное размножение, эволюция и снижение порога входа в «платформенный бизнес». Последнее — самое интересное.
Что такое «платформа»? Мне кажется, корректнее всего будет сказать, что это инструмент агрегации и дистрибуции контента. То есть площадка, где, с одной стороны, есть постоянный поток информации, а с другой — аудитория, которая туда за ней приходит. Важно сразу отметить, что мы не говорим здесь только про социальную модель потребления контента: кроме социальных сетей, платформами являются и «Гугл», и «Эппл АппСтор» (Apple AppStore), и «Нетфликс» (Netflix), и «Яндекс.Дзен».
Важным трендом текущего развития индустрии платформ я вижу появления бизнесов по производству платформ. За последний месяц видел два ярких примера: компания «ГетИнтент» (GetIntent), которая делает стендалон-приложения для «СмартТВ» (SmartTV), и «Эскапекс» (Escapex), которая делает личные клоны «Инстаграма» для селебрити. По сути, обе компании производят платформы на заказ. Попутно, сами превращаясь в платформы (в первую очередь через рекламу).
Я постоянно пишу про кризис социального потребления контента и отсутствие ему альтернативы. Но теперь мне кажется, что альтернатива — в разнообразии потребления через платформы. Идеальный пользователь теперь общается с друзьями в «Вайбере» (Viber), смотрит фоточки в «Инстаграме», читает новости в «Гугл Ньюс» (Google News), мемы в «айФанни» (iFunny) и канал «Баня и Мифы» в Дзене. Социальная модель плавно вытесняется другими. И не доминирует.
Для медиа в этом всем есть и хорошие, и плохие новости. С одной стороны, возможностей развития в мире контента становится в разы больше. И везде контент — это безусловный король. С другой стороны, как заметил в своей последней рассылке Михаил Калашников, в условиях повышенной конкуренции контент неизбежно будет становиться лучше. А это значит, что планка качества будет постоянно подниматься: то, что было билетом в миллион фолловеров пару лет назад, теперь может остаться незамеченным.
Есть ощущение, что за последние год-полтора мы сильно продвинулись вперёд по условному циклу хайпа вокруг платформ и «яиц в разных корзинах». Думаю, прямо сейчас мы карабкаемся по склону просветления после ущелья разочарования от соскакивания с иглы социального трафика.
Лично меня, всё это наполняет долгожданным оптимизмом. Конкуренция моделей потребления контента и способов его доставки многократно увеличивают пути развития медийного продукта. Теперь необязательно становиться «баззфидом» и «дейлимейлом». Можно искать свой путь.
Автор: Медиаборщ!.