Давно обещали написать вам про причины падения золота в 2008-м году на 25% и вот, наконец, появилась возможность связать это с актуальной ситуацией на рынках. Дело в том, что, практически незамеченной, прошла недавняя новость о приостановке центральными банками своего соглашения об ограничении продаж золота.
В 1999-м году центральные банки Европы подписали соглашение, подразумевающее определённые ограничения в объёмах продаваемого золота. В соответствии с этим соглашением, центробанки 14-ти европейских стран могли продавать не более 400 тонн золота ежегодно. Целью соглашения было обеспечение определённой защиты новой валюте — евро (чтобы её не распродали за золото и не подорвали к новой валюте доверие).
26 сентября 2019-го года было последним днём, когда соглашение имело силу. По словам ЕЦБ, участники соглашения больше не видят смысла в его продлении: за 20 лет рынок золота стал достаточно развитым как в плане зрелости инфраструктуры, так и в плане количества инвесторов, а значит — и ликвидности. Плюс центральные банки перешли от продаж золота к его массированной скупке:
2008
В апреле 2008-го года золото торговалось на уровне 1000 долларов за тройскую унцию. Но после банкротства Bear Stearns, не смотря на очевидно возросший уровень рисков, золото, вопреки ожиданиям инвесторов, не выросло, а упало до 730 долларов.
Потом оно, конечно, выросло до исторического максимума на уровне 1900 долларов за унцию, но тот рост был обусловлен ожиданиями роста инфляции из-за первых двух этапов программы количественного смягчения.
Как известно, в случае проблем с ликвидностью, коммерческий банк может выйти на рынок банковских резервов и занять денежные средства у другого банка, у которого, на данный момент, наблюдается излишек резервов и, соответственно, ликвидности.
Но что делать банку, если другие банки не готовы ссужать ему свои резервы (или у них тоже кончился свободный «кеш»)? В этом случае он может пойти в центральный банк и заложить там свои ликвидные активы (чаще всего, государственные облигации).
Но что если этот проблемный банк уже заложил все имеющиеся у него гособлигации? Ответ очевиден: чтобы получить столь необходимую ему ликвидность («кеш»), он будет вынужден начать продажу каких-то своих других активов.
При этом, далеко не все активы банк может быстро распродать: многие из них либо будут сами по себе неликвидными (допустим, «длинные» бумаги), либо их будет сложно оценить mark-to-market (например, какие-то внебиржевые инструменты).
Золото же, обычно, является достаточно ликвидным инструментом и многие банки держат его у себя на балансе. А если и не держат, то всегда могут, опять же, занять у кого-то и продать. Или, если они не хотят его продавать, могут «свопануть» за «кеш» свои золотые слитки. Но даже в этом случае тот контрагент, с которым они заключают сделку «своп», должен откуда-то «кеш» получить.
Но итог всегда один: чтобы получить «кеш» (либо для себя, либо чтобы одолжить его кому-то другому), золото нужно продать в рынок. В том числе контрагентом может бы и центробанк, который не хочет печатать деньги и поэтому же предпочтёт продать золото. Вероятно, это и произошло в 2008-м году.
Именно по этой причине мы давно говорим, что золото может не спасти вас в кризисной ситуации. Просто потому, что кому-то, имеющему большие запасы золота (например, итальянскому ЦБ), однажды, может потребоваться «кеш» для поддержания обескровленной экономики.
Безусловно, вышеприведённые аргументы не значат, что золото надо срочно продавать или что оно не имеет потенциала к росту. Наоборот, учитывая ультрамягкую политику практически всех мировых ЦБ, в какой-то момент это, по нашему мнению, приведёт к всплеску инфляции и соответствующему росту цен на золото.
Посыл, скорее, в другом: не удивляйтесь, если в какой-то кризисный момент золото начнёт падать, а не расти, как вы от него ожидали.
Автор: Рынок.