ошибка выжившего Главная > Статьи > Медиа и «ошибка выжившего»

Медиа и «ошибка выжившего»

Филипп Киркоров окончательно оборзел и теперь крадёт мелодии у «Нокии».
«Факультет журналистики», КВН.
29 апреля 2019

    Дисклеймер: возможно, я абсолютно бестолково и не по делу использую термин «ошибка выжившего», потому сразу прошу прощения у клуба знатоков.

 

 


    Недавно коллега напомнил мне про «ошибку выжившего». Это такое логическое искажение, когда, при рассмотрении проблемы, во внимание берётся только одна группа данных («выжившие»), а другая полностью игнорируется (не знаю, насколько понятно описал, наверное, лучше почитайте про это тут). Понял, что в работе над медиа и в аналитике часто сталкиваюсь с этой ошибкой в чужих выводах и решениях. Да и нередко совершаю её сам.

    Вот схематичный пример.

    Медиа «А» имеет успех с трафиком из социальных сетей (подставить сюда, в принципе, можно всё, что угодно: SEO, коммьюнити, видео, продажи и т. д.). Медиа «Б» смотрит на медиа «А» и говорит «А давайте сделаем также!». Но не принимает во внимание того, что 80% социального трафика медиа «А» базируется на аудитории, набранной при старом алгоритме социальной сети, низкой конкуренции на старте и ещё примерно 100 факторов, которые невозможно или очень сложно воссоздать в случае медиа «Б». Результат — провал.

    Проблема с «ошибкой выжившего» в медиа носит двусторонний характер:

  • 1). «Выжившие» очень громкие. Я уже писал как-то про правила успешных медиастартапов. И вот первые два из них как раз работают на когнитивные искажения в индустрии (напомню, «fake it till you make it» и менее лаконично сформулированное второе).

  • 2). Индустрия медиа постоянно под ударом со стороны платформ, инфлюенсеров и регуляторов, а потому крайне сильно подвержена «хайп-циклам». Когда появляется очень туманная the next big thing (следующая большая идея — прим. Seoded.ru), срабатывает стадный инстинкт. Пивот в соцсети, пивот в ботов, пивот в видео, пивот в «Дзен» — в каждом цикле будут свои «выжившие» и новые волны эпигонов («пивот» — смена бизнес-модели на другой вид деятельности, другое направление; «эпигон» — подражатель, последователь — прим. Seoded.ru). Нельзя сказать, что «невыжившие» молчат: у нас вообще развит жанр интервью с «человеком трудной судьбы» (особенно среди медиаменеджеров). Но, как правило, всё это лишено конкретики.

    Конечно, всё, написанное выше, не имеет цели отговорить горячие головы от проактивной позиции — всегда лучше сделать, чем не сделать. Но, когда захотите сделать новый «Спортс»/«Хабр»/«Пикабу»/«Медузу», советую сразу внутренне принять тот факт, что даже в случае ошеломительного успеха это, с высокой долей вероятности, будет нечто совершенно другое. И это нормально!

    Единственный пример на моей памяти, когда получилось клонировать проект один в один — история про британские сайты LadBible и UNILAD, которые последовательно основал и потерял один и тот же человек.

Автор: Медиаборщ!.

 

 

Ещё материалы по этой теме:


⇓ 

Поделись ссылкой на Seoded.ru с друзьями, знакомыми и собеседниками в соцсетях и на форумах! А сам сайт добавь в закладки! Так победим.

Поделиться ссылкой на эту страницу в:

Полезные ссылки:

Что такое «wi fi»? Купить сайт с текстом

 


основан в 2008 г. © Все права на материалы сайта Seoded.ru принадлежат Алексею Вострову.
Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на источник.
Ослушавшихся находит и забирает Бабайка!