кредитные инструменты Как создать свой сайт > Статьи > «Суперприложения» и встроенные кредитные инструменты

«Суперприложения» и встроенные кредитные инструменты

Куда по смерти душу примут,
я с Богом торга не веду;
в раю намного мягче климат,
но лучше общество в аду.
Игорь Губерман.
30 ноября 2019-го года (обновлено 4 декабря 2019-го года)

   В одном из постов я упоминал, что классический банковский бизнес, по факту, уже не существует. Всё заменил финтех, то есть IT-компании, которые оказывают финансовые услуги. Где-то эту роль взяли на себя абсолютно новые компании, где-то банки, существующие уже много десятилетий, смогли перестроиться под новые реалии.

 

 


   Главное, что сейчас нужно понимать о банковской сфере: лидером в ней будут выступать те организации, которые будут обладать наибольшим количеством данных о своих клиентах.

   Как это работает?

   Основа классического бизнеса для банка — выдача кредитов. Именно на этом они и зарабатывают (а ещё можно зарабатывать в Интернете и тем, кто не банк — совет от Сеодед.ру). Параллельно с этим, банки принимают у своих клиентов деньги на депозит под некий процент. Банк зарабатывает на разнице в процентах на депозиты и кредиты: взял деньги на депозит под 5% годовых, а кредит выдал под 12%. В итоге, на эту маржу в 7% банк и живёт.

   Какие подводные камни у этой схемы:

  • 1. Кредит могут не вернуть. И если таких, «плохих», кредитов будет много, то все 7% из примера выше просто «сгорят» или уйдут в минус. А ведь помимо этого, у банка есть ещё куча расходов: персонал, реклама, маркетинг, всё те же расходы на IT.
  • 2. Кредит очень тяжело «всучить». За кредитом, обычно, «ломятся» те, кто, с вероятностью, близкой к 100%, его не отдадут. А вот те, кто, скорее всего, смогут это сделать, особо к его получению и не стремятся: не делают импульсивных покупок, не покупают каждый год новый iPhone, ездят на корейской машине вместо немецкой и так далее. Поэтому, чтобы выдать кредит, приходится очень много тратить на маркетинг — что, опять же, чаще всего съедает всю прибыль.

   К слову, классика любой CPA-площадки (системы, где вы можете выбрать для себя товар, который будете рекламировать на своём сайте или в соцсетях, и получать процент с продаж) — это иерархия размера выплат, при которой на первом месте идут околомошеннические схемы по типу ставок, Форекса, продаже БАДов и так далее, а сразу после них — банковские кредиты. И только за ними, с большим отставанием, идут бонусы за продажу дорогой электроники.

   Думаю, вы обратили внимание на то, что эти пункты, в общем-то, выражают одно и то же. Чтобы люди брали больше кредитов, нужно выдавать их под меньший процент, а ещё лучше — без требования оформления страховки на здоровье или имущество. И, по возможности, вообще не давать кредитов тем, кто их не возвращает или, скорее всего, не вернёт.

   С помощью чего можно решить этот вопрос? Конечно же, с помощью данных.

   50 лет назад кредиты выдавали на основе довольно куцого набора информации: есть ли у вас стабильный доход, нет ли проблемных родственников, есть ли у вас судимость. Кроме того, требовался поручитель. Или даже несколько. Сейчас же, финтех-компании, при выдаче кредита, используют огромные объёмы информации из ваших соцсетей, истории поисков, частопосещаемых сайтов, а также сведений от госорганов (например, как часто вы нарушаете ПДД). Теперь поручителей не требуется. Но часто, всё ещё, требуется оформление страховки на здоровье заёмщика или на предмет покупки (например, автомобиль) — что делает кредит гораздо более дорогим.

   При этом, как я сказал выше, очень тяжело дать кредит надёжному заёмщику (он ему, чаще всего, просто не нужен). Многие интернет-магазины и стартапы уже пытались наладить схему, при которой кредит оформляется прямо на сайте. Но все эти попытки были не очень удобны: нужно долго ждать согласования и заполнять длинную форму заявки на кредит. В итоге, магазины, чаще всего, отказывались от этой схемы, потому что она, просто-напросто, убивала всю конверсию.

   Но механизм «суперприложений» решает этот вопрос. Корпорация-владелец «супераппа» имеет огромный объём данных о своём клиенте. Недостающее она может просто докупить. В результате, компания обладает колоссальными объёмами данных о признаках людей, которые возвращают кредиты и которые этого не делают. На основе этого — обучают нейросеть, которая, в реальном времени, может дать человеку минимальный процент по кредиту. Без поручителей, страховок и ожиданий.

   Но это только полдела. Все «суперприложения» подразумевают встроенные в себя магазины. В идеале, корпорация стремится сделать такой магазин, в котором можно купить вообще все (как, например, Amazon).

   В итоге, то же приложение, которое продаёт товар, может и выдать вам кредит. Решается проблема, о которую разбилась куча стартапов в прошлом, когда продавец и банк — это разные структуры. И между ними крайне сложно наладить взаимодействие. Теперь, когда это одна структура, больше нет ожидания и в карточке товара клиента информируют о том, что он может получить этот товар прямо сейчас, а деньги отдать потом.

   Думаю, вы уже догадались, что любой крупный «суперапп» — это потенциальный убийца розничных банков. И тут — либо банк делает свой «суперапп», либо отправляется на покой.

   Надеюсь, этот пост дал вам больше понимания, почему условный «Сбер» так стремится скупить с рынка все стартапы, запартнёриться с «Яндексом» и сделать из своего приложения «для пересылки денег бабушке на деревне» полноценный аналог Wechat'а и других аналогичных китайских «супераппов».

Апдейт от 2 декабря 2019-го года

   Глава «Сбербанка» Герман Греф предупредил, что, в случае запрета создавать банковские экосистемы, властям придётся дополнительно регулировать крупные IT-компании, которые занимаются банковской деятельностью.

   «Если нас перерегулируют, или Центральный банк скажет: "Ребята, это неверная концепция, оставайтесь банком..." — к сожалению, через какое-то количество лет им придётся заняться регулированием хайтек-гигантов в части банковской деятельности», — отметил Греф.

   25 ноября ЦБ опубликовал доклад «Подходы к развитию конкуренции на финансовом рынке», в котором сообщил, что развитие экосистем на базе банков может негативно влиять на конкурентную среду.

   Греф объяснил, что «Сбербанк» создаёт экосистему для того, чтобы нанести упреждающий удар ИТ-гигантам, которые начали заниматься финансовой деятельностью. В 2018-м году практически все крупные компании, в том числе Google, Facebook и Amazon, получили банковские лицензии, напомнил глава «Сбербанка».

«Суперприложения», кредиты и инвестиции

«Суперприложения», кредиты и инвестиции

   Выше я говорил о том, что для интернет-корпорации очень удобно стать ещё и кредитной организацией (из-за обладания огромными объёмами данных о потенциальных заёмщиках).

   Там же я кратко описал схему работы классического банка, который зарабатывает на кредитах. Но в работе банков есть ещё один нюанс, о котором многие не знают: сам банк, чаще всего, не рискует деньгами. Он выдаёт кредиты, агрегирует их в пакеты (из многих тысяч штук) и продаёт это как ценные бумаги. В случае, если пакет сформирован из ипотечных кредитов, его покупают институциональные инвесторы (чаще всего, пенсионные фонды). Если это кредиты без залога, то они будут предложены организациям, которые готовы рисковать в большей степени. Ради более высокой потенциальной прибыли (процента).

   Собственно, из-за этих ценных бумаг, сформированных из ипотечных кредитов, и случился финансовый кризис 2008-го года.

   Так вот, благодаря подобной схеме, когда интернет-корпорация может выдавать разного рода кредиты на основе своего огромного объёма данных и при этом вообще не рисковать деньгами, складывается несколько очень интересных перспектив для «суперприложений»:

  • 1. Во все современные приложения встроен маркетплейс. В целом, это основа «суперприложения» как такового. Если корпорация может выдавать в своём маркетплейсе мгновенные кредиты на спонтанные покупки, то она гарантированно будет выигрывать на фоне других маркетплейсов без кредитов.

    Почему? Просто потому, что в кредит можно купить гораздо больше. Особенно недорогих безделушек с большой маржой для продавца. Значит, «кредитный маркетплейс» станет гораздо более привлекательным для сторонних продавцов на фоне прочих маркетплейсов. Ведь продаж на этой площадке в разы больше, при прочих равных.

    Из этого вытекает, что данное «суперприложение» начинает лидировать на рынке маркетплейсов. А это ведёт ещё и к взлету рекламного рынка внутри «супераппа». Ведь теперь все продавцы ринутся сюда продавать свои спинеры и чехлы для «айфонов». Значит, одновременно с этим, кратно растёт и рекламный бизнес внутри «суперприложения». А корпорация заботливо предлагает продавцам брать рекламу в кредит, разгоняя цену клика и вовсе до небес.

  • 2. Если корпорация на длительном отрезке времени подтверждает, что её кредитный скоринг достаточно точен и она не выдаёт кредитов тем, кто не может их отдать, то ей удаётся привлекать огромные деньги сторонних инвесторов, которые хотят, чтобы корпорация вложила их с наибольшей эффективностью.

    Это ещё больше стимулирует рынок кредитования внутри «супераппа». Не только на товары в маркетплейсе, но вообще на всё подряд. Например, на рекламу внутри приложения, за различные плюшки соцсети, встроенной в «суперапп», за вызов такси, заказ еды и ещё тысячу вещей, которые можно встроить в «суперприложение». И весь этот безумный рост обеспечен не на деньги самой корпорации. За всё это удовольствие она, к тому же, ещё и берёт процент с инвесторов.

  • 3. В какой-то момент корпорация может и вовсе начать предлагать пользователям тоже поучаствовать в этом кредитовании. Через инструменты краудлендинга: когда одни пользователи кредитуют других пользователей, а «суперапп» выступает прослойкой, которая формирует кредитные портфели и всё также оценивает надёжность заёмщиков.

    Всё это сформирует ещё больший рост рынков внутри «супераппа», за счёт денег пользователей. Ведь кредит можно взять только на покупки внутри «суперприложения».

Автор: Digital Доктор.

 

 

Ещё материалы по этой теме:


⇓ 

Поделись ссылкой на Seoded.ru с друзьями, знакомыми и собеседниками в соцсетях и на форумах! А сам сайт добавь в закладки! Так победим.

Поделиться ссылкой на эту страницу в:

Полезные ссылки:

Свой сайт В поиске информации

 


основан в 2008 г. © Все права на материалы сайта Seoded.ru принадлежат Алексею Вострову.
Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на источник.
Ослушавшихся находит и забирает Бабайка!