
В обществе есть широко распространённая ошибка мышления: многие считают, что IT-гиганты — это компании, которые сфокусированы на технологиях в определённой нише, и заняв некое монопольное положение в выбранной нише (смартфоны, операционные системы, социальные сети, поиск в Интернете и так далее), они на этих лаврах, собственно, и почивают до тех пор, пока не сгинут в пучине очередной смены технологической парадигмы.
Но если вы читали мои последние 4-5 постов (1, 2, 3, 4, 5), то, наверняка, обратили внимание на интересный факт: по большому счёту, все крупные IT-компании борются за одни и те же рынки. Иногда они конкурируют напрямую: например, как «Микрософт», который пытался зайти на рынок операционных систем для смартфонов со своим «Виндоус Мобайл» и потеснить там «Гугл» с его «Андроидом», и «Эппл» с их «айОС» (iOS). А есть конкуренция не столь очевидная: когда, например, «Амазон» откусывает у «Гугла» долю поискового трафика по товарам, или же «Авито» забирает долю трафика у «Яндекса» по запросам о покупке недвижимости и подержанных авто.
Если вы задумаетесь об этом, то заметите, что это происходит постоянно, на всех ключевых рынках. То есть, условный «Гугл/Яндекс» — это не только поиск, «Эппл» — это не только «айФон» (iPhone), «Амазон» — это не просто интернет-магазин всех подряд товаров. Вы спросите — а что является «ключевыми рынками»?
Я приведу перечень самых «жирных» рынков, долю на которых хотели бы иметь абсолютно все:
- Недвижимость: продажа/покупка/аренда как новостроек, так и вторичной недвижимости.
- Автомобили: продажа/покупка как новых, так и подержанных. В последнее время сюда ещё входят каршеринг, технологии беспилотного авто, технологии дополненной реальности для пассажиров и водителя, проецирующейся на лобовое стекло (видео ниже), а также карты/навигаторы.
- Рестораны и доставка еды: каталоги ресторанов, их рейтинги, отзывы. В общем всё, что влияет на то, какой ресторан или доставку еды вы выберете.
- Такси.
- Музыка: любой аудиоконтент (подкасты, аудио для медитаций и так далее).
- Видеоконтент: блогерские видосики, кино, музыкальные клипы, познавательные видео и так далее.
- Страхование.
- Медицинские услуги.
- Кредитование и любые банковские продукты. Такие как дебетовые карты, вклады, денежные переводы и так далее.
- Высшее профессиональное образование, дополнительные курсы переподготовки или повышения квалификации.
- Знакомства и всё, что касается создания возможностей для сексуального контакта между людьми. Чтобы вы понимали, в своё время эту нишу монополизировал Фейсбук (и ВКонтакте в СНГ), потом пальму первенства перехватил Инстаграм — а многочисленные сайты знакомств лишь собирают крошки с этого стола.
- Видеоигры.
- Рынок дешёвого досуга. Когда-то это были ситкомы по телевизору, теперь это бесконечные «умные» ленты, которые позволяют вам приятно прокрастинировать.
- Облачное хранение файлов.
- Авиабилеты.
- Продажа электроники.
- Аренда недвижимости для путешественников и бизнес-поездок.
На этом, пожалуй, всё. Безусловно, есть ещё множество рынков. Но они уже не столь «жирные» и многие компании ими попросту пренебрегают. Кроме того, здесь я перечислил лишь B2C-рынки и не брал B2B, B2G (где, на самом деле, денег не меньше, а, иногда, даже больше, но, всё же, они более сложны для понимания).
Также я не включил в этот список множество рынков, которые могут показаться важными, но, на самом деле, на них нет интереса для бизнеса. То есть они либо вообще безмаржинальные, либо низкомаржинальные.
Например:
- общественный транспорт (это почти всегда дотационная сфера),
- школьное образование,
- совместные поездки (когда на этот рынок придёт нормальное регулирование, денег на нём не останется и он проиграет общественному транспорту),
- одежда и обувь (эти рынки являются деривативом от рынка досуга: если вы контролируете досуг, то вы убедите аудиторию покупать какие угодно шмотки),
- спортивные мероприятия и концерты (для IT-компании это низкомаржинальный рынок с кучей госрегулирования).
Теперь, возвращаясь от перечисленных мной рынков к тому, чем номинально занимаются IT-компании, можно заметить важную деталь: сервисы поиска, интернет-магазины, соцсети, игры, браузеры, операционные системы, всё это — лишь инструменты, чтобы подобраться к тем самым, «жирным» ТОП-17 темам.
Сами по себе «Авито» или поиск «Яндекса» ничего не стоят. Это просто убыточные игрушки, которые полностью бесплатны для пользователей. Но в тот момент, когда приходят рекламодатели, которые, с помощью этих сервисов, хотят что-то продать, вот тогда-то в этой игре и появляются большие деньги. Если вы вспомните мой недавний пост, то обратите внимание, что конкуренты откусывают у «Яндекса» и «Гугла», в первую очередь, те запросы, которые связаны именно с этими, «денежными» темами, оставляя им на обработку немонетизируемое напрямую поисковое барахло (а-ля «Кто такой Джон Голд?»).
В итоге, жизненный цикл IT-гиганта, чаще всего, выглядит следующим образом:
- Нашли технологию, которая открыла новый рынок (смартфон, поисковый сервис, интернет-магазин, онлайн-кинотеатр).
- Смогли захватить достаточную долю на этом новообразующемся рынке. Важно, чтобы рынок входил в ТОП-17 тем (тогда в будущем на нём будут очень большие деньги).
- Окопались и настроили редутов (насколько это возможно), чтобы не подпустить к своему монопольному положению ближайших конкурентов.
- На вырученные от своей монополии деньги начинаем лезть в другие технологические ниши, которые, в перспективе, тоже будут, косвенно или прямо, связаны с ТОП-17 «денежных» тем. Компания разрастается до безумных масштабов, после чего превращается в некое квазигосударство, где начинают процветать бюрократия, взяточничество, саботаж, цензура и прочие прелести больших корпораций.
- Компания стремительно стагнирует и умирает.
У такого жизненного цикла есть два следствия.
Первое: осознание того, что ценность компании заключается не только в её прибыли или ежегодном доходе, но также и в «неденежных» активах. Например, количестве ежедневной аудитории или времени, которое пользователи проводят в этом сервисе. Сюда же можно приплюсовать команду лучших инженеров и маркетологов.
В итоге, благодаря подобным, «неденежным» активам компания может легко войти в новый рынок, на котором уже действуют мелкие игроки-стартапы, и за 2-3 месяца полностью всех задавить напором своего, условно неограниченного ресурса по трафику.
Из этого вытекает второе следствие: когда вы являетесь растущей корпорацией и у вас уже много активов (как денежных, так и «неденежных»), то вам уже проще не нанимать новую команду и не делать новый сервис с нуля, а покупать их. Вы приходите на рынок и просто покупаете один из лучших стартапов на нём, сразу получая, таким образом, и лучшую команду на рынке, и лучший сервис.
Далее вы прибавляете к этому ваш трафик, ваших разработчиков и прочую IT-инфраструктуру и повышаете стоимость вашей недавней покупки сразу в 3-4 раза.
На основании этих особенностей и появляется рынок венчурного капитала и стартаперов. Вы можете угадать «тему», быстро вырасти и продать своё творение за десятки миллионов долларов какому-нибудь IT-гиганту.
Но бывают стартаперы, которые решают рискнуть и продолжить бороться с гигантами. Они, через несколько лет, сами становятся такими же IT-гигантами и начинают уже в свою очередь скупать мальков в этом мутном пруду.
Таким образом работают и «Cиликоновая долина», и весь рынок венчура в принципе.
Так чем же, по сути, является IT-корпорация?
Это просто «денежный мешок», который пытается постоянно увеличивать свою прибыль от вложенных инвестиций.
В тот момент, когда стартап проходит стадию становления и занимает некий рынок, не продавшись крупному игроку, дух стартаперства там пропадает напрочь.
Появляются большие деньги и акционеры, которых интересует исключительно надёжное и предсказуемое повышение отдачи от их инвестиций. Поэтому IT-гигант, который номинально является технологической компанией, по факту, превращается в некое подобие инвестиционной компании, которая просто пожирает всё вокруг в расчёте на будущую прибыль.
Автор: Digital Доктор.