Коллеги говорят правильные вещи: есть ненулевая вероятность того, что если власти решат залить экономику деньгами (читай, запустить новый раунд количественного смягчения), то рецессии может вообще не быть, либо она будет очень короткой. А рынок акций, возможно, отреагирует на новые стимулы, как мы и говорили — пузырём.
Предлагаем в этом посте вспомнить механизм и предыдущие этапы программы количественного смягчения.
Как это работает?
Механизм работы количественного смягчения (QE) достаточно прост: центральный банк выкупает на открытом рынке (или напрямую из резервов коммерческих банков) «трежериз» (государственные облигации США) и ипотечные бумаги, повышая их цены и, соответственно, снижая доходности.
Собственно, снижение доходностей и является целью этих выкупов — оно стимулирует экономических агентов брать кредиты (которые будут потрачены на товары и услуги) и, таким образом, поддерживает совокупный спрос.
Потребность в такой, достаточно нестандартной программе (последний раз схожие операции проводились во время Великой Депрессии в 1930-х годах) возникла после мирового финансового кризиса 2008 года. Падение экономической активности было настолько сильным, что классические инструменты монетарного стимулирования не помогали (снижения ключевой ставки ЦБ с 5,25% до 0,25% оказалось недостаточно).
Этот факт, кстати, является одним из главных аргументов за то, что мы ещё увидим новые этапы QE: если снижение с 5,25% не спасло экономику тогда, то почему снижение с (теперь уже только) 2,25% поможет в этот раз?
Раунд!
Банкротство квазигосударственных ипотечных агентств Fannie May («прозвище» от аббревиатуры FNMA), Freddie Mac (FHLMC) и Ginnie Mae (GNMA) вынудило ФРС поддержать рынок облигаций этих агентств и прочих ипотечных облигаций.
В ноябре 2008 года стартовал первый раунд количественного смягения — QE 1.
На баланс ФРС было выкуплено бумаг суммарно на 600 млрд долларов. Под этот выкуп были напечатаны (да, из воздуха) ничем не обеспеченные доллары, увеличив, соответственно, баланс ФРС и денежную базу в экономике.
В марте 2009 года раунд был продолжен: ФРС выкупил ещё на 850 млрд ипотечных бумаг и бумаг агентств. Кроме того, тогда были чуть ли не впервые выкуплены долгосрочные государственные облигации (раньше ЦБ старался скупать себе на баланс только «короткие» бумаги).
«Длинные» бумаги выкупались для того, чтобы снизить долгосрочные ставки. В т. ч. для стимулирования ипотеки. В строительстве задействуется достаточно больше количество ресурсов и рост ипотеки имеет очень сильный мультипликативный эффект на экономику.
Новый раунд — QE 2 — представлял собой, по сути, продолжение скупки «длинных» бумаг. И хотя изначально планировалось купить «трежериз» на 600 млрд, в итоге — ФРС приняли решение провести т. н. Operation Twist, схожую с той, которая проводилась в начале 1960 для стимулирования экономики.
Operation Twist
Operation Twist заключалась в одновременной покупке «длинных» бумаг (снижение «длинных» доходностей, т. е., по факту, небольшое уплощение кривой доходности) и продаже «коротких» бумаг. Последнее действие не приводит к росту «коротких» ставок, так как они привязаны к ставке ФРС, и «короткие» бумаги продавались, больше, для нейтрализации эффекта увеличения баланса ФРС.
Безусловно, уплощённая кривая давит на процентную маржу банков, но в период экспансионистской фазы экономического цикла роста — это не столь страшно. А вот стимулирование ипотеки может быть очень полезным.
Именно во время QE 2 на баланс центробанка приобретались самые «длинные» — 30-летние бумаги.
Начиная с сентября 2012 года, ФРС запустил третий раунд — QE 3 — который потом плавно перетёк в QE 4. В итоге, его в шутку стали называть «QE Infinity».
Этот раунд предполагал ежемесячную скупку ипотечных бумаг на 40 млрд долларов и одновременную пролонгацию Operation Twist ещё на ежемесячные 45 млрд в «длинных» «трежериз».
Taper Tantrum
В июне 2013 года глава ФРС Бен Бернанке сказал, что центробанк планирует постепенно сворачивать ежемесячную скупку бумаг с $85 млрд в месяц до $65 млрд.
Tantrum переводится как «истерика» — после заявления Бернанке доходности «трежериз» резко выросли с 2,1% до 2,8% (по десятилетним бумагам).
Не смотря на то, что, фактически, никаких реальных действий со стороны ФРС проведено не было (слов оказалось достаточно), такая реакция рынка подтвердила его опасения, что программа количественного смягчения подсадила рынок бондов «на иглу».
В итоге, ФРС решил отложить сворачивание QE и в октябре 2014 баланс центробанка застыл на уровне 4,5 триллиона долларов.
Что дальше?
Возможно, новой мерой стимулирования экономики, над которой думает ФРС, будет очередная Operation Twist.
При нулевых ставках, которые мы, вероятно, всё же увидим, можно будет сделать «короткие» ставки ниже нуля, а «длинные» ставки искусственно держать близкими к нулю, но всё же — положительными.
Теоретически, это действительно должно стимулировать экономику. Практически — у Японии получается не очень.
Автор: Рынок.