
Прочитал тут в одном из телеграм-каналов пост про danegeld (сиречь «датские деньги»), вспомнил о том, что по первой специализации я медиевист-англосаксонист и решил тряхнуть стариной. Итак, несколько шокирующих фактов.
1. Danegeld не означает «датские деньги». Очевидно, аналогия у русских переводчиков возникла из-за созвучия geld-gold. Для слова «деньги» в древнеанглийском была куча синонимов, но geld среди них не было. Это слово (в формах gild, geld, gield, gyld) означало «налог», «дань», «компенсацию», «возмещение».
Мы живём в современности, поэтому бухгалтерия стала удалённой, а не в виде тётеньки, сидящей в соседнем помещении. Очень удобно — попробуйте...
2. Само слово «danegeld» появилось только в XII веке, уже после того, как дикие викинги стали более-менее культурными нормандскими баронами. Англосаксы звали эти выплаты «gafol» — «дань».
3. До момента воцарения Кнута Великого gafol платился пять раз: в 991, 994, 1002, 1007 и 1012 годах. С 1012 года в Англии был введён особый налог на армию — heregeld, предназначенный не для выплат дани, а для содержания армии и флота, необходимых для отражения атак врагов. В позднейших источниках и для gafol, и для heregeld употребляется термин «danegeld», но цели взимания этого налога до 1012 и после были принципиально разными.
4. Один раз оба значения, если можно так сказать, совпали: когда Кнут Великий в 1016 году стал королём Англии. Тогда его войску выплатили, вроде бы, классический gafol, но, учитывая, что Англия после этого стала частью империи Кнута, а его воины обеспечивали оборону её берегов, провести границу между типами выплат довольно сложно. Как бы то ни было, Кнут сделал налог на армию постоянным. Он сохранился и при Вильгельме Завоевателе, и при его наследниках, превратившись из heregeld в danegeld.
А вообще, ребята, зарабатывайте себе деньги в Интернете и тогда вам никакие викинги будут не страшны. Вот увидите...
5. Сам термин «danegeld» прочно вошёл в современный английский язык в значении «унизительная уступка, платёж». Вот свежий (относительно) пример — The Economist призывает не откупаться от пиратов в дельте Нигера деньгами и не платить им danegeld.
Автор: Special Lassi.