Я обещал вам сделать вторую часть обзора на видео (ниже) с динамикой самых дорогих брендов мира за последние 18 лет, но долго ленился. Теперь наконец осилил.
Само видео:
Первая часть обзора.
После первого поста, многие спрашивали: «А как именно рассчитывается этот рейтинг стоимости брендов?».
Подробности о методах расчёта можно прочесть здесь. Он складывается, одновременно, из финансовых показателей компании (прибыль, выручка), а также из известности бренда в мире (Европа, Азия, США) и того, насколько влияет бренд при принятии решения о покупке. По этой причине в рейтинге нет многих компаний, которые занимали лидирующие позиции по капитализации в последние 18 лет, но при этом имели слишком локальный бренд (например, ExxonMobil имеет сильный бренд только в Северной Америке) или вовсе — мало кому известный бренд (например, Berkshire Hathaway — компания Уоррена Баффета).
Что ж, с методами расчёта разобрались, перейдём теперь к анализу.
Samsung
Обратите внимание на Samsung. Компания ворвалась в рейтинг в 2008 году благодаря своему смартфону Galaxy, который был копией первых Айфонов. В итоге, благодаря этому, бренд «Samsung» хоть и не стал самым дорогим в мире, и даже не был в ТОП-3, но очень сильно поднялся в рейтинге, идя следом за Apple.
Какой здесь вывод? Вам не обязательно первым сделать какой-то инновационный продукт, чтобы в дальнейшем отхватить большой кусок нового рынка. Достаточно смотреть по сторонам и вовремя замечать, когда у кого-то происходит прорыв.
Зачастую первые компании-инноваторы и вовсе разоряются. Потому что не справляются с ростом, конкуренцией, госрегулированием и прочими проблемами бизнеса. В истории есть множество примеров, когда большую долю нового рынка занимали компании, которые пришли в эту нишу вторыми, третьими, а иногда даже четвёртыми.
Компания попала в рейтинг в 2008 году и дальше неуклонно росла и взбиралась всё выше. В чём секрет успеха?
Многие думают, что дело в поисковой системе. Вот сделали они её вовремя, заняли большую часть рынка... ну, а дальше всё пошло по накатанной. По всему миру (кроме СНГ) люди стали пользоваться поиском от Google без вариантов. Дальше к поиску прикрутили контекстную рекламу — и Google озолотился.
Но, конечно, всё было гораздо сложнее.
Android
Начнём с того, что Google — не только поиск, а ещё очень много всего прочего. Например, операционная система Android, которая появилась так же, как в случае с Samsung, чтобы откусить кусок пирога у первооткрывателя (Apple). Только не в аппаратной части, а в программной.
Google начал взлетать в рейтинге как раз с 2008 года, когда смартфоны начали своё победоносное шествие по миру. Сделав свою альтернативную операционку для смартфонов, да ещё и, в противовес Apple, распространяемую бесплатно, Google получила доступ к колоссальной по своему размеру потенциальной аудитории потребителей дешёвых смартфонов. Ведь на всех android-смартфонах Google является поисковой системой по-умолчанию, а эту настройку довольно редко кто-то меняет. То есть, бесплатная операционка продвигает поисковую систему, которая, в свою очередь, уже монетизируется контекстной рекламой.
Также важным моментом стало появление новых пользователей Интернета — пользователи «только через смартфон». Это фишка развивающихся стран: у людей нет денег на компьютер с интернетом, но есть деньги на дешёвенький смартфон и мобильный интернет. Таким образом, Google пришёл, по факту, на рынок Microsoft и отобрал у неё долю (поскольку для огромного числа людей в развивающихся странах операционка Android стала главенствующей в жизни, а не Windows или MacOS, как в развитых). Завершая тему Android, нужно, безусловно, сказать, что монетизируется она не только через встроенный поиск от Google, а также и за счёт комиссии с покупок в приложениях Google Play. Что тоже стало отличным драйвером роста выручки и прибыли компании.
Chrome
Идём дальше.
Google — это ещё и браузер Chrome. Который тоже распространяется бесплатно. И тоже монетизируется, в первую очередь, за счёт встроенного поиска от Google (плюс собирает о своих пользователях всю возможную информацию, чтобы определить их интересы и лучше таргетировать рекламу).
Не многие это осознают, но занять рынок браузеров крайне важно для любой it-компании. Это просто безумно жирный рынок: контролируя браузер, вы, по факту, контролируете вообще весь интернет, которым пользуется юзер. Вы знаете о нём абсолютно всё. И можете присылать ему офферы прямо в браузер (в зависимости от тех сайтов, которые он посещает). Пример того, как можно использовать браузер на полную катушку, показал Яндекс: они накачивают трафиком через него свой кликбейт-сервис Дзен. Ещё могут внаглую уводить пользователей с сайтов интернет-магазинов, предлагая товар, который, якобы, дешевле у них в Яндекс.Маркете.
Короче говоря, потенциал гадостей, встроенных в браузер, просто огромен! И большинство обычных юзеров даже не понимают, насколько это ценный ресурс.
В своём недавнем посте о монополии Microsoft я отдельно подчёркивал, насколько важно для компании создать естественную монополию на формирующемся рынке: будь то операционная система для ПК (Microsoft) или поисковая система в Интернете (Google). Но ещё важнее это положение удержать. Так сказать, окопаться, расставить противотанковые ежи и протянуть колючую проволоку. Чтобы конкуренты не могли взять вас «с наскока».
Люди в СНГ не ощущают это так сильно, как жители других стран. В условной Германии поиск Google выглядит как что-то безапелляционное — как то, у чего просто нет альтернативы. И создаётся впечатление, что так было всегда. Поиск от Google — это, как-будто, и есть сам Интернет. Но если бы Google не занимался постоянной защитой своей монополии через Android и Chrome, то вполне мог быть подвинут локальным игроком или другим глобальным конкурентом.
Когда Яндекс подал в суд на Google, многие комментировали это как нечестные методы ведения борьбы. Но, объективно говоря, это вполне законный подход, поскольку Google и правда создал полноценную монополию, которая приводит к тому, что другие компании просто не могут к нему подобраться. Как итог, Google может не «париться» насчёт качества своих продуктов, ведь конкуренции можно не бояться. Так что, если правительство не борется с монополиями, то получает снижение качества услуг и товаров для граждан. А в дальнейшем — и замедление экономики в целом (из-за возросшей неэффективности корпорации-монополиста — привет, российские госкорпорации).
Какое резюме можно сделать по Google в разрезе рейтинга стоимости бренда?
- Как только вы создали естественную монополию, то вам немедленно нужно заняться её защитой всеми возможными способами. Ведь монополия, в перспективе, всегда будет приносить сверхприбыли.
- Многих может это удивить, но в начале 2000-х Google и Yahoo! на равных боролись за растущий рынок поисковых систем и почтовых сервисов. В какой-то момент даже казалось, что Yahoo! станет лидером и задавит Google. Но в итоге, как архитектурные, так и бизнес-промахи убили Yahoo! буквально за 5 лет, а Google подмял под себя рынок.
Google не является синонимом «интернета». И не был им изначально. У него было с десяток конкурентов и компания победила их всех в конкурентной борьбе на быстро расширяющемся рынке. Далее, не теряя времени, Google начал возводить укрепления, создав настоящую монополию, которую может разрушить только госрегулирование. Именно благодаря этой защите компания смогла занять вторую строчку в рейтинге самых дорогих брендов.
Автор: Digital Доктор.