
Сегодня Госдума планирует рассмотреть законопроект о так называемом «автономном Рунете», который предусматривает поправки в закон «О связи». Вряд ли у кого-то есть сомнения в том, как проголосуют депутаты: самостоятельность сих могучих государевых мужей, их компетентность, равно как и интеллектуальные способности, не являются тайной даже для далёких от политики людей.
В предыдущих статьях мы уже разбирали цель этих поправок. Если коротко, то бывший ведущий телепрограммы «Здоровье», а ныне глава РКН г-н Жаров провёл некие лабораторные испытания и нашёл очередное лекарство от Телеграма. Таковым объявлена технология DPI (Deep Packet Inspection — анализ содержимого пакетов). Новое чудодейственное средство нужно внедрить повсеместно и, тем самым, искоренить коварное зло, обитающее в сетях передачи данных.
Разумеется, не обошлось без конфузов. Накануне Жаров дал интервью, где проговорился о том, что и так было ясно: все эти изменения нужны для того, чтобы блокировать нежелательный контент, а не ради защиты от некоего мифического «отключения Интернета извне». К ночи публикации с цитатами стали таинственным образом исчезать. Но даже те фрагменты, которые остались, довольно забавны:
«Для управления сетями нужно оборудование такого типа, как DPI. Существующая система блокировок никуда не девается: для простых случаев мы её сохраним и будем смотреть, как меняется Интернет, и адаптироваться».
Напомним ещё раз: DPI это не тип оборудования, а название подхода к анализу сетевого трафика. Проще говоря, так называют анализ содержимого TCP/UDP пакетов, а не только их заголовков. Вот и все. На основании результатов такого анализа (который может быть каким угодно по своей сути) можно создавать правила или принимать решения, но это не технология «управления сетями». Не подумайте, что мы цепляемся к словам: это просто очередная иллюстрация того факта, что руководитель Роскомнадзора не очень понимает, как работает Интернет и о чём он говорит. Впрочем, результаты деятельности РКН с 2012 года говорят об этом красноречивее любых слов. По большому счёту, из всего сказанного за последние месяцы можно выделить только одну мысль: очень хочется рулить всем Интернетом так же, как это делается с оффлайновыми СМИ.
И вот тут кроется фундаментальная ошибка: Интернет это не СМИ. Такой подход к управлению можно сравнить с остановкой всех нефтеперерабатывающих заводов только потому, что они производят бензин, который может быть использован в машинах, перевозящих запрещённую литературу. Что-то вроде «мы ничего не можем сделать с литературой, но зато мы знаем, как влиять на работу НПЗ». Звучит как абсурд, но логика законопроекта примерно такая же.
Обзор изменений к второму чтению сделал Фил Кулин, за что ему большое спасибо, так как систематизировать и сравнивать такие тексты очень сложно в силу их хаотичности.
Мы же обратим внимание на то, что в проекте осталось требование «выполнять правила маршрутизации электросвязи, установленные федеральным органом исполнительной власти [РКН]».
А также «собственники или владельцы технологических сетей связи, а также иные лица [...], обязаны обеспечивать: установку в своей сети связи технических средств контроля за соблюдением законодательства РФ, предусматривающего ограничение доступа».
Смотрим статью 15 того же закона:
«Технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве».
И дополним ещё одной поправкой: «операторы связи не могут быть привлечены к ответственности […] если такие нарушения вызваны сбоями в сетях связи в результате функционирования технических средств противодействия угрозам».
В сумме это значит, что в России на линиях связи, в том числе технологических, за бюджетные деньги должны быть установлены поделки непонятного производителя, а правила маршрутизации может менять РКН. Если в результате вмешательства РКН и/или функционирования таких «технических средств» произойдёт сбой — в этом никто не будет виноват. Даже если это будут служебные сети Росавиации, Газпрома или Росатома.
Автор: Контент-Ревью.