как сделать рейтинг Главная страница > Психология человека > Статьи по психологии > Как сделать рейтинг или систему оценок?

Как сделать рейтинг или систему оценок?

В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий,
что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться,
остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть.
«12 стульев», Илья Ильф, Евгений Петров.

Дано: нужно оставить свой негативный или позитивный отзыв о чём-либо. Допустим, о программе в магазине.

Стандартные решения: дать людям пять звёздочек или две кнопки с плюсом-минусом и рейтингом между ними.

    Оба решения — ерунда.

    Нам известно, что обилие вариантов уменьшает вероятность выбора одного из них (закон Хика). Это значит, что сделав 10 звёздочек вместо 5 вы значительно уменьшите количество голосов, а сделав 20 звёздочек... (поэтому хорошие дизайнеры борятся за каждый пункт в главном меню).

    Но ведь результат будет более точен, можете сказать вы. И будете правы. Правда, пользоваться рейтингом будут 10 человек вместо 1000, мало у кого 10 (20) градаций классности чего-либо. Значит выборка будет не репрезентативна и её можно выбросить.

    Потому две кнопки выигрывают у звёздочек, они проще.

Что же не так с двумя кнопками?

    Мы не видим соотношения недовольных людей к довольным. Допустим, у программы рейтинг 100 попугаев. Она настолько плоха, что из 300 проголосовавших 100 были ей недовольны (33%, на секунду)? Или же она настолько прекрасна, что 100 пользователей посчитали её отличной и всем понравилось? Непонятно, будем показывать пропорцию.

рейтинг с плюсом-минусом

    Но и тут не слава богу — ведь если за программу положительно проголовало 10 человек и 1 отрицательно (11 голосов), то в гипотетическом рейтинге классности она будет выше, чем программа, у которой соотношение 1000:101, а это абсурд — популярность второй программы должна уделать первую. К тому же здесь притаилась неплохая возможность накрутить рейтинг (правда, владельцы приложений для iOS?).

    Можно поступить просто:

накрутка рейтинга

    Но лучше пораскинуть мозгами: как избежать накрутки? Введём нижний порог участия в рейтинге. Значит, программа с 11 голосами не сможет быть выше программы с 1101 голосом. Старожилы будут счастливы, а новички будут медленно двигаться в сторону кладбища, никакой мотивации.

    Давайте учитывать конверсию. Сколько людей из скачавших не поленилось оставить свой отзыв?

    Скачали 1000, оставили 110? Молодцы!

    Скачали 100, оставили 1? Неплохо, но первая лучше.

    Уверен, вместе с небольшим (!) минимальным порогом голосов такое решение будет работать лучше, чем синтетический рейтинг или сортировка по соотношению голосов. Даже если кто-то накрутит рейтинг вначале — с каждым новым скачиванием плохая программа будет падать всё ниже и ниже, освобождая дорогу хорошим. А ведь нам это и нужно.

    Давайте обсудим.

Автор: Ярослав Бирзул.

Комментарии:

  • Антон
    Думаю можно перенять кое что у того же booking.com
    Голосование только тех кто купил и с указанием + и — программы.
    И думаю надо как то учитывать дату релиза.
    Возможно рейтинг должен быть для версии.
    Интересен математический апарата, который позволит корректно разрешить проблему старого/нового приложения.
  • Ярослав Бирзул
    Про дату и ограничение на скачавших согласен, а вот про указание плюсов и минусов программы нет. Люди пишут это в описании к оценке, а вот дополнительные параметры ведут к новым звёздочкам, что плохо.
  • Антон
    Ну … если взять пример букинга, то это не только не мешает, но часто и работает лучше чем звёздочки само по себе. Фраза «отсутствуют розетки в дорме» в — и «ночью на кухню выносят шоколадные кексики и имбирный лимонад» в + может помочь сделать выбор намного лучше числа в рейтинги.
  • Ярослав Бирзул
    Согласен, но ничего не мешает описать это в комментарии к оценке, зачем плодить?
  • Антон
    гм, это вместо оного и есть.
    ключевое — явное разделение + и — .
    кроме того сразу понятно что там писать в отличии от несколько абстрактных комментариев.
  • mogilka
    Всегда испытываю негодование при виде звёздочек, и если иначе свою оценку не оставить, пытаюсь выбрать приемлемое, заранее взвесив за и против. И я уверена, полученная оценка всегда будет отражать примерное отношение. Так что, думаю, эти звёздочки вводят в заблуждение и юзера и аналитика.
    + и — мне тоже не нравится, хотя иногда в этом есть смысл. Но на активном ресурсе есть большая вероятность, что минусами будут злоупотреблять, уже не раз такое подтверждалось.
    Идеальным вариантом для высказывания своего мнения считаю лайки, принятые во всех соцсетях (или плюсы, не суть важно). Человек, который хочет поддержать, всегда нажмёт плюс
  • Ярослав Бирзул
    Лайки имеют одну неприятность — они выражают лишь количество людей, которым понравилось что-либо и не отображают отношения сообщества, не позволяют устроить модерацию с помощью других участников.
    Вторая большая проблема такой однобокости (поняли ещё на InspireMe) — не получится правильно ранжировать материалы, которые появились в разное время. Старый всегда будет иметь фору, что не очень хорошо.
    Формат, в котором есть оба мнения, но учитывается ещё и эффективность (относительно скачиваний, просмотров и т.п.) будет лишён этих недостатков.
    Думаю, в будущих проектах мы будем работать именно в таком ключе.
  • talgautb
    согласен, тема интересная тоже задумывался над этим.
    насчёт вывода в топ, думаю так:
    количество +/- за время публикации
    тут наверн как на кинопоиске необходима сложная математическая формула :)
    ещё важно не показывать результат голоса (если например статья), часто бывает, что пользователь кликает от общего отношения пользователей.
    думаю, тут от проекта зависит.
    но в общем-то мне больше нравится + или —
    если понравилось +, нет — , если пофиг ничего :)
    а звёздочки для оценки гостиниц, ресторанов самое то
    имхо
  • multik
    Ярослав, подумал над вашей задачей 10 минут, поэтому строго не судите, но можете рассмотреть как идею:
    Обозначаем переменные
    amount — общее кол-во людей, которое ознакомилось с контентом. Тут стоит обратить особое внимание, что это не просто кол-во людей, которое зашло на страницу. Это именно люди, ознакомившиеся с контентом. Как их посчитать? Если у нас видео выступает в качестве контента, то пускай хотя бы 25% от общей продолжительности видеоролика просмотрит и тогда мы юзера добавляем к переменной amount. Если у нас набор фотографий, то пускай пользователь хотя бы 10 секунд их рассматривал, пользовался скроллом (через скроллбар или мышкой/тачскрином), вообщем, мониторим прочее поведение, свойственное для реального человека. Задача зафиксировать реального(!) пользователя, который действительно ознакомился(!) с контентом, только тогда мы его добавляем к amount и запоминаем его id, чтобы в будущем исключить его повторного добавления к переменной amount для конкретной статьи, если там он уже есть.
    Итого получаем формулу:
    delta = amount + (плюсы — минусы);
    можно усилить влияние плюсов и минусов, умножив скобки на 2:
    delta = amount + (плюсы — минусы) * 2;
    Пример (базовая формула):
    контент изучили 1000 человек, поставили 10 плюсов и 90 минусов.
    delta = 1000 + (10 — 90) = 1000 + -80 = 920;
    контент изучили 100 человек, поставили 80 плюсов и 2 минуса
    delta = 100 + (80 — 2) = 100 + 78 = 178;
    В чём особенность:
    статья с amount=1000, с 10 плюсами и 20 минусами будет ниже по рейтингу статьи, с amount=600, у которой 401 плюсов и 10 минусов, т.к. в первом случае delta=990, а во втором 991.
    если же использовать для вышеприведённого примера формулы с усилением на плюсы/минусы, то получим, что чтобы обойти статью с amount=1000, 10 плюсами и 20 минусами, достаточно статьи с amount=401, с 292 плюсами и 2 минусами. В первом случае delta=980, во втором 981. Если говорить простыми словами, то статья, с которой ознакомилось только 401 человек и поставила кучу плюсов, обгонит статью с 1000 ознакомившихся.
    Усиление плюсов и минусов можно увеличить, поставив в формулу вместо двойки, скажем 5 или даже 10.
    В чём минус схемы: идея придумана 30 минут назад, в жизни не пробовалась, возможно что-то где-то упустил из виду.
    Ну и не забываем писать кучу скриптов защиты от накрутов. В формуле уже заложена основа, но этого мало. Нужно также позаботиться о защите от накрутки ботами и прочим шаманством.

 

⇓ 

Поделись ссылкой на Seoded.ru с друзьями, знакомыми и собеседниками в соцсетях и на форумах! А сам сайт добавь в закладки! Так победим.

Поделиться ссылкой на эту страницу в:

Полезные ссылки:

В декрете можно зарабатывать Игры в Интернете — не только ценный мех, но и 3-4 тысячи рублей заработка

Ещё материалы по этой теме:

Как навести порядок в жизни? Интервью с Томом О’Брайеном Почему победил Дональд Трамп? Почему люди смеются? Как поднять настроение?
основан в 2008 г. © Все права на материалы сайта Seoded.ru принадлежат Алексею Вострову.
Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на источник.
Ослушавшихся находит и забирает Бабайка!