государственная поисковая система спутник Как создать свой сайт > Новости > Новости Интернета > Зачем появился Спутник?

Зачем появился Спутник?

Вы смеётесь, хотя я не сказала ничего смешного.
И вы на всё отвечаете сразу. Вы совсем не задумываетесь над тем, что я спросила.
«451 градус по Фаренгейту», Рэй Брэдбери.
27 мая 2014

    22 мая, была запущена государственная поисковая система «Спутник» (дальше просто Спутник). Доступна она по адресу http://www.sputnik.ru/. Давайте поговорим о том, зачем появился Спутник и какие проблемы он призван решать.

    За минувшее с момента запуска Спутника время в Рунете появилось множество комментариев. Комментариев к этому событию, я имею в виду. Те, которые видел я, в большинстве своём посвящены техническим моментам работы нового поисковика, его жизни «по соседству» с Яндексом, Гуглом и Мэйл.ру, способом заработка Спутником денег и т.д. Остальная часть комментариев традиционно произведена «умственными меньшинствами», которые изливают свою желчь на Россию по любому поводу, но так как их комментарии основаны на их же комплексах и внутренних проблемах, то принимать их в расчёт мы не будем.

    Итак, практически все комментарии специалистов и тех, кто просто работает в Отрасли, посвящены... м-м-м... образно говоря, вопросам тактики, а не стратегии: в пруд с рыбами запустили новую рыбу и смотрят, как эта рыба там плавает, взаимодействует с другими рыбами и чем она отличается от других карасей. И во всём этом многообразии мнений мне всего лишь пару раз встретились попытки порассуждать на тему о том, кто запустил рыбу и зачем. Я же считаю последнее — самым важным во всей этой истории со Спутником, так как понимание мотивов смотрителя пруда даст ключ к пониманию ближайшего будущего Рунета.

    Мне кажется, что на примере Спутника можно понять, какая идеология и какие ценности будут основополагающими в ближайшее время в Рунете. Какой руководство России видит жизнь в Рунете. Понимание этих вещей позволит принимать правильные решения и точно оценивать риски при принятии «неправильных».

Если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно

    Для начала давайте поговорим о мотивах.

    Зачем создали Спутник?

    Если коротко, грубо и понятно — для идеологии.

    В наше время главное оружие — информация. Информационная война намного эффективнее, быстрее и дешевле настоящей. Она сродни нейтронной бомбе: убивает хозяев, но оставляет в сохранности их имущество.

    Где идут информационные войны? В умах людей.

    Кто доставляет в умы людей информацию? Средства массовой информации.

    Главное СМИ нашего времени — телевидение — с помощью внутрироссийских телеканалов и Раши Тудей моим государством успешно осваивается. А вот Интернет до последнего времени успешно окучивали только наши «вероятные противники». «Цветные» революции по всему миру и, самое главное, попытка переворота в России наглядно показали руководству страны силу Интернета. Что заставило (к сожалению, именно заставило) последнее обратить своё внимание на Интернет.

    Интернет — это огромный массив информации, доступ к которой у большинства пользователей происходит с помощью поисковых систем и социальных сетей.

    Главные соцсети Рунета (ВКонтакте, Одноклассники и Мой Мир) государство контролирует. Да, остались ещё Фейсбук и Твиттер, но, во-первых, они гораздо менее распространены в Рунете, и, во-вторых, судя по недавнему интервью и последующей показательной порке замминистра, работа в «их» направлении кипит. И, думается мне, рано или поздно, тем или иным способом это «кипячение» свои плоды даст.

    Остаются поисковые системы.

    Тут, казалось мне, позиции государства вообще железобетонные: есть лидер Рунета — российский Яндекс, плюс обладатель довольно существенной доли — российский же Поиск.Мэйл.ру, который государство контролирует. Есть ещё Гугл, но с точки зрения потребления именно новостей его доля мизерна. И тут...

    И тут появляется Спутник.

    Это первое тёмное пятно в данной истории.

Почему не...?

    Желание иметь поисковую систему, идейно ориентированную на ценности государства, понятно. Но почему такой поисковой системой не стали Яндекс или Поиск.Мэйл.ру, или другие, уже почти умершие или ещё потихоньку барахтающиеся, отечественные поисковики поменьше? Зачем изобретать колесо заново?

    Это действительно не очень понятный, но важный момент. У меня есть два варианта ответа на данный вопрос.

  • 1. Не договорились.

    Или технически чего-то там не получилось. Или финансово-юридически. Или ещё как.

    То есть не «срослись» именно какие-то технические моменты. А не человеческие. Все люди были готовы работать на благо государства, но законы, роботы, технические аспекты и т. д. сделать этого людям не позволили.

    На первый взгляд это выглядит не очень правдоподобно, но лично я не знаю, как там у них всё устроено, поэтому такую возможность допускаю.

    Отдельно хочется сказать о возможности того, что не договорились по идейным соображениям.

    На мой взгляд, это ещё менее вероятно, чем техническое «несростание». Алишера Усманова трудно заподозрить в нелояльности к Кремлю. К Яндексу, конечно, были некоторые претензии идеологического характера (в частности, к работе Яндекс.Новостей), но не думаю, что Аркадий Волож стал бы отказываться от предложения Кремля «посотрудничать» из-за идеологических разногласий.

    Я уже не говорю про то, что отказ от подобных предложений в любом государстве приведёт к появлению у компании проблем.


  • 2. КГБ.

    Это тонкий момент, но я постараюсь объяснить свою мысль понятно.

    Для того, чтобы построить поисковик, идейно ориентированный на государство, на базе уже существующей частной поисковой системы, нужна определённая степень доверия к владельцам последней. Ведь придётся ввести их в курс вопросов в очень щепетильной области — идеологии. Служба в разведке смотрителя пруда, наличие иностранных акционеров, зависимость судьбы компании от эфемерных показателей да ещё и находящихся, опять же, под контролем чужого государства (я имею в виду фондовую биржу) такому доверию как-то не очень способствуют.

    К тому же стиль управления в нашей стране — командно-административный и сильно вертикальный: сверху спускается приказ и его нужно выполнить, не взирая на его «прибыльность» (а почти любое идеологическое решение не просто бесприбыльно, оно ещё и сокращает уже имеющиеся доходы). Если подобный стиль руководства применить к любой существующей русской поисковой системе, то через какое-то время она прекратит своё существование. Ведь любая из них представляет из себя бизнес. С огромными оборотами. Люди в них просто не умеют работать за идею. Они умеют работать только за материальные стимулы. Если эти стимулы у них отобрать, то эффективность их работы очень сильно снизится, компания перестанет производить продукт, который продаётся, и загнётся.

    То есть Кремль не только не доверяет владельцам поисковиков, но ещё и понимает, что если попытаться смешать бизнес и идеологию, то не будет ни бизнеса, ни идеологии.


    Вторая версия мне кажется более вероятной. Но я понимаю, что могут быть и другие причины решения строить Спутник с нуля, а не на базе существующего поисковика. Если кто-то о них знает и сможет ими со мной поделиться, то буду ему (им) крайне признателен.

Чего дальше?

    В комментариях о запуске Спутника если и говорится о его будущем и будущем рынка поиска в Рунете вообще, то все эти разговоры сводятся к каким-то одинаково наивным выводам: Спутнику по-умолчанию отводится роль «младшего брата», который будет скромно донашивать вещи за старшими, и вообще жить по «остаточному» принципу. Мол у Яндекса, русского Гугла и даже Мэйл.ру и команды, которые они собирали много лет, и технологии, и опыт, и пользователь к ним привык, и т.д. У Спутника же нет ничего, кроме, как скромно признаются некоторые, поддержки государства, поэтому и рассчитывать он может только на незавидное прозябание.

    Други мои, я что-то сильно сомневаюсь, что когда Владимир Путин принимал решение о создании Спутника, он думал о формуле ранжирования, полноте индекса и прочих штучках. От Спутника в Интернете хотят того же, чего добилась Раша Тудей на ниве телевидения (только Раша Тудей сразу задумывалась на экспорт, а Спутник — для внутреннего пользования). Спутник должен показывать информацию, которая не противоречит государственной идеологии, как можно большему числу россиян, а в перспективе и жителям других государств. На это и будут направлены все усилия по работе над Спутником и действия по его продвижению. И для этого не нужны Матрикснеты.

    Для продвижения Спутника навскидку приходят сразу два способа:

  • 1. Установка Спутника поиском по-умолчанию на всех компьютерах в бюджетных организациях и в компаниях, которые принадлежат государству или контролируются им. Это огромная аудитория, большинству которой всё равно, чем искать.

  • 2. Помните пару лет назад прошла информация, что хотят создать государственную электронную почту. Достаточно обязать всех чиновников, бюджетников и подконтрольные компании для работы использовать именно её и привязать эту государственную почту к государственному Спутнику.

    Это то, что приходит в голову сразу. Уверен, можно найти ещё кучу способов продвижения Спутника в массы без команды, технологий и опыта. Для этого он должен хоть как-то работать. И всё.

    Поэтому давайте примем как данность, что Спутник свою долю будет набирать. По крайней мере, до тех пор пока у власти в России находится вменяемое руководство.

    Понятно, что долю он будет набирать за счёт доли существующих поисковых систем. То есть и Яндекс, и Гугл, и Мэйл.ру свои доли будут терять. В какой пропорции и как это отразится на них — гадать можно долго, но мы не станем. Единственное, что здесь можно предположить точно, что меньше всех пострадает Гугл. Я имею в виду «большой» Гугл, а не его российское подразделение.

    Да, нужно отметить ещё такой нюанс. Нельзя исключать возможности того, что если продвижение Спутника будет тормозить отсутствие или недостатки технологий, то кое-кого могут попросить поделиться. И вероятнее всего, что этим кое-кем будет тот, кого попросить можно настойчиво и наверняка. Спутник уже сейчас очень сильно напоминает Яндекс, а дальше так вообще может стать его близнецом.

    И ещё такой момент. Так как Спутник — поисковик государственный, то борьба с ним превращается в борьбу с руководством России. Это очень интересный момент, достойный отдельного обсуждения. Тут возможны многочисленные варианты и последствия.

Итого

    Что можно сказать в заключение? На рынке поиска появился новый игрок. Который появился тут для того, чтобы стать «царём горы». Причём уникальность ситуации заключается в том, что ему для этого достаточно работать хоть как-то, а не обязательно лучше всех.

    Чем это плохо конкретно для сеошников? Если у Спутника не будет поисковых технологий, то продвижение сайтов скатится в Средневековье. Я думаю, что для развития русского SEO это очень плохо.

    В общем, к появлению Спутника можно относится по всякому, но безмятежно и снисходительно я бы к этому относится не стал бы точно.

P.S. Если мои предположения окажутся верными, то самым пострадавшим в этой ситуации станет Яндекс: внутри его зажмёт Спутник, снаружи не даст развернуться Гугл. Вариант для Яндекса я вижу один: избавиться от всей «идеологии». Убрать или вычистить Яндекс.Новости и подчищать выдачу по «волнующим» запросам (Яндекс уже поступал так в прошлом, как видим это спасает его лишь на время, а ситуация в целом остаётся прежней). Тогда может быть Спутник не станут продвигать слишком агрессивно.

К тому же Яндекс всё равно делает то, что хочет от него государство, но лишается «плюшек», которые мог бы получить, сотрудничая с ним.

Оставить комментарий, поделиться мнением или задать вопрос...

⇓ 

Поделись ссылкой на Seoded.ru с друзьями, знакомыми и собеседниками в соцсетях и на форумах! А сам сайт добавь в закладки! Так победим.

Поделиться ссылкой на эту страницу в:


Полезные ссылки:

Генераторы продающих страниц с подробной статистикой. Сервисы для email-рассылок.

Ещё материалы по этой теме:

заказ уникальных комментариев с чего начать работу копирайтером пользовательские факторы ранжирования как сделать иконку для сайта как подобрать хостинг для сайта
основан в 2008 г. © Все права на материалы сайта Seoded.ru принадлежат Алексею Вострову.
Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на источник.
Ослушавшихся находит и забирает Бабайка!