история спама Как создать свой сайт > История Интернета > История создания Интернета > История спама

Как появился спам

Да перестаньте вы стесняться. Раз вы хотите делать добро, пусть оно будет активно.
Добро должно быть более активно, чем зло, иначе всё остановится.
«Попытка к бегству», братья Стругацкие.

    Знакомством со спамом может «похвастаться» едва ли не каждый из нас: и стар, и млад; и в этой стране, и за её пределами. Сомнительная популярность спама вовсе не означает, что рядовому интернет-пользователю известно о нём всё или почти всё. На практике ситуация обстоит совсем иначе.

    Кроме банального «назойливая реклама по электронной почте», если разобраться, ему о спаме ничего не известно. Откуда взялось слово «спам»? Когда был зафиксирован первый случай спама в истории? Кто является негласным «королём спама» на планете? Кому выгоден спам?

    На эти вопросы у обычного пользователя Сети вразумительного ответа зачастую нет. Смею предположить, что нет его и у вас. Поэтому, думаю, нижеследующий материал об истории и развитии спама вы сочтёте полезным.


Спам: что говорят энциклопедии и статистические сборники

    Обзор авторитетных источников позволяет дать следующее определение спаму:

« Это массовая рассылка рекламных сообщений коммерческого (гораздо реже — некоммерческого) характера лицам, которые её не санкционировали »

    В русском языке в общей трактовке слово «спам» употребляется для обозначения рекламной рассылки посредством возможностей электронной почты. Это вовсе не означает, что иных его видов не существует. В наши дни для своих чёрных дел спамеры осваивают все существующие средства электронной связи. Как итог, принято различать другие его виды/способы распространения: спам в системах мгновенного обмена сообщениями, поисковый спам, Usenet-спам, спам в социальных медиа, файлообменный спам, sms-спам, ТВ-спам и т. д.

    Не взирая на множество видов, доминирует среди них почтовый (email) спам. И это целиком оправдано, ведь согласно западным аналитикам, ежегодное число несанкционированных рекламных сообщений, отправленных средствами электронной почты, оценивается в пределах семи триллионов единиц! Эта грандиозная цифра, в свою очередь, составляет от 70 до 90% годового почтового трафика на планете!

Американская ветчина и английский юмор

    Описание главных вех в истории развития спама начнём с появления самого термина «спам». Тем более что эта история довольно оригинальна и увлекательна.

    Началось всё в далёком 1936 году в Соединённых Штатах, когда продовольственная компания Hormel Foods Corporation зарегистрировала новый товарный знак — SPAM. Это слово стало сокращённой формой (акронимом) словосочетания «Spiced ham», что в переводе с английского означало «ветчина со специями» или «острая ветчина».

    Правда, ветчиной там и близко не пахло. На практике речь шла о продукте сомнительного происхождения, которому производители дали воистину уникальное название — острый колбасный фарш из свинины.

    Это добро до Второй мировой войны в умеренных дозах потребляли рядовые американцы. А когда война началась, Hormel Foods заключил выгодный контракт с армией США на поставку пресловутых консервов ей и её союзникам.

    Вскоре Вторая мировая закончилась, чего не скажешь о консервном «спаме». За годы войны компания-производитель аккумулировала огромные запасы колбасного фарша, который так и не был востребован со стороны военных. С этим нужно было что-то делать, так как срок годности продовольственного «спама» подходил к концу. А по некоторым оценкам, уже давно истёк.

    Выходом из ситуации стала невиданная по своим масштабам рекламная кампания на территории США. Консервы SPAM постоянно рекламировались по радио и на страницах газет. О них можно было узнать с витрин магазинов и на бортах кораблей, трамваев и автобусов. Об аппетитных кусочках «ветчины» настойчиво информировали даже фасады жилых домов. Словом, «спам» был везде!

    Плоды рекламной кампании оказались довольно неожиданными. Более зажиточные американцы встретили её с неприязнью, в то время как обедневшие жители разорённой Европы проглотили наживку. Так, в рационе европейцев (в первую очередь, британцев) на долгие годы после войны обосновался американский консервный «деликатес».

    Его доминирование на столах англичан по прошествии многих лет изрядно поднадоело, что в 1969 году вылилось в создание знаменитой комик-группой «Монти Пайтон» нарицательного ТВ-скетча про вездесущий консервный «спам»:

    Суть видеоролика сводилась к тому, что в одном из английских кафе все блюда из меню содержали в себе энную дозу SPAM. Когда главный герой скетча просит подать ему блюдо без «спама», ему предлагают еду, в которой его немного. Главная комичность ситуации заключалась в назойливости консервного «спама», поскольку на протяжении 3-х с небольшим минут скетча слово SPAM упоминается 108 раз!

    Прошли десятилетия. Казалось бы, об американском колбасном фарше и тонком английском юморе все давно уже позабыли. Но оказалось, что нет…

    В 1993 году, на заре Интернета в нынешнем его виде, особой популярностью пользовалась компьютерная сеть Usenet. Последняя состояла из множества новостных групп. Участники каждой группы могли общаться между собой и публиковать файлы в русле избранной тематики.

    Так вот, в этом году один из администраторов группы news.admin.policy, некий Ричард Депью, создал программу ARMM. Эта программа должна была дать возможность удалять посты пользователей группы после их публикации. Однако софт оказался «сырым». Ошибка в его работе привела к несанкционированной рассылке 200 сообщений в группу от имени администратора. Читатели группы восприняли этот казус с пониманием и даже с улыбкой. А один из них применил в отношении инцидента новый, точнее, старый термин — «спам». Так это слово обрело новое значение!

Спам до эпохи Интернета

    Всё это случилось потом, но до 1993 года история знала не один пример несанкционированной рекламы, по отношению к которой сам термин «спам» не употреблялся.

    Так, в середине XIX века бессменный лидер на рынке международных денежных переводов компания Western Union дала добро на одновременную рассылку сообщений посредством телеграфа в любые доступные пункты назначения. Этой возможностью вскоре воспользовался первый в истории человечества спамер (его имя остаётся неизвестным и по сей день), который в мае 1864 года совершил несанкционированную массовую рассылку телеграммы видным британским политикам. Содержание телеграммы было сугубо коммерческим — в ней рекламировались услуги стоматологического учреждения.

    Можно не сомневаться — за этим последовали другие факты спама по всему миру, но первый задокументированный случай спама в его нынешнем понимании произошёл спустя столетие.

    Шёл 1978 год, когда представитель компании Digital Equipment Corporation Гарри Сюэрк, воспользовавшись каналами связи ARPANET (один из прародителей Сети), разослал рекламное сообщение нескольким сотням американцев. В сообщении рассказывалось о преимуществах новых моделей компьютеров, производимых компаний DEC. Прочитав электронную рекламу оргтехники, большинство пользователей информационной сети выразили своё презрение автору. Мол, не для этого ARPANET была создана. Правда, в результате упомянутого спама небольшое число новых компьютеров всё-таки было продано.

    В дальнейшем, в конце 80-х годов прошлого века, спам облюбовал так называемые МПМ (англ. MUD – Multi-User Dimension) — текстовые многопользовательские миры с элементами ролевых игр и обязательным чатом. При помощи чата пользователи этих игровых платформ наполняли спамом аккаунты своих соперников.

    В 1988 году было послано первое в истории виртуального мира «письмо счастья» («письмо удачи»). Согласно официальной версии, его автор Дэйв Роудс, был студентом одного из американских вузов, который решил немного поправить своё материальное положение. Естественно, при посильной помощи со стороны неизвестных ему людей. Назвав своё письмо громким именем Make Money Fast (рус. — делай деньги быстро (а вот так вы сделаете деньги без вложений и обмана)), он разослал его по каналам Usenet огромной армии пользователей этой сети.

    Чем закончилась попытка вовлечь в Make Money Fast, которая по сути являлась финансовой пирамидой, тысячи людей, доподлинно неизвестно (зато доподлинно известно, как избежать мошенников при поиске заработка в Интернете). Однако точно известно, что к 1994 году спам под звучным прикрытием Make Money Fast стал одним из популярнейших в мире. Выдумка Дэйва Роудса обросла множеством вариаций на тему и в итоге застолбила за собой одно из значимых мест в истории спама.

    К другим важным событиям, предварявшим эру спама, в том числе и в нашей стране, можно отнести следующие факты:

  • ~ 1991 год — в разгар летнего путча руководитель «Релком» Алексей Солдатов с помощью электронной почты разослал всем клиентам компании обращение Бориса Ельцина. Это был первый случай массовой несанкционированной рассылки электронных писем в России.

  • ~ Январь 1994 года — масштабная спам-атака в Usenet. Некий отправитель запостил практически во все группы сети сообщение с темой «Global Alert for All: Jesus is Coming Soon» (рус. — Глобальное предупреждение всем: Иисус скоро прибудет). Противоречивое сообщение вызвало немало острых обсуждений на просторах Usenet, а человек, который его якобы разослал, по некоторым слухам, попал в большие неприятности.

  • ~ Апрель 1994 года — спам освоили серьёзные бизнесмены. Супружеская чета адвокатов Лоуренс Кантер и Марта Сигел, прибегнув к возможностям всё той же Usenet, запустила рекламу своих юридических услуг в сфере получения бесплатной Зеленой карты для иммиграции в США. Что делало супругов непохожими на предшествующих спамеров? Факт, что они не пытались скрыть свои личности. Напротив, они гордились тем, что одними из первых смогли распознать невероятный коммерческий потенциал спама! Принято считать, что именно с этого момента и началось победоносное шествие интернет-спама по планете.

Борьба со злом и король спама

    Последующую историю спама можно лаконично охарактеризовать двумя фразами: нарастание масштабов и борьба с назойливым рекламным злом. Если с первым всё очевидно — бурное развитие Интернета в последующие годы привело к не менее стремительному развитию спама (его масштабов и методов распространения, тематики и форм).

    А вот со вторым всё не так однозначно. Казалось бы, повсеместное неприятие спама большинством интернет-пользователей должно было породить эффективную систему борьбы с ним. Однако на практике дела обстоят не совсем так. В то время как одни страны объявляют спам вне закона, другие, наоборот, негласно поощряют его, прикрываясь свободой слова в Сети. Вот и получается, что эффективность борьбы со спамом в разных уголках планеты разная. Довольно часто жертвам злостных спамеров только и остаётся, что надеяться на свои силы в искоренении этого зла (ответный спам, хакерские атаки на спамеров и т. п.).

    Примером же удачной борьбы со спамом можно считать действия судебной системы США. В 2006, 2008 и 2009 годах житель США Сэнфорд Уоллес за спамерские атаки на Facebook и MySpace был оштрафован на 4, 234 и 711 млн долларов соответственно. Ущерб от спама, оценённый американским правосудием в подобные баснословные суммы, даёт все основания называть Сэнфорда Уоллеса «королём спама».

Спам: выгода и вред

    Распространено мнение, что главную выгоду от спама получает сам спамер. Однако оно ошибочное. Недавние исследования опровергают подобные убеждения. Одна заокеанская компания в течение 26 дней разослала по электронной почте (!) 350 млн рекламных сообщений. Результатом этой массированной спам-атаки стало всего-навсего 28 продаж. Мягко говоря, маловато будет. Особенно если учесть, что речь в рекламе шла не о сверхдорогих авиалайнерах, а о доступном лекарственном препарате.

    Выходит если не спамер, то кто же? Большинство специалистов склоняется к мысли, что это ИТ-компании, которые дают спамерам возможность спамить. Одни разрабатывают специальное программное обеспечение для рассылки спама (в «мягкой» форме это программы и сервисы для email-рассылок), другие перепродают его, третьи собирают и продают базу адресов электронной почты пользователей Сети и т. д. По оценкам экспертов, на этом рынке ежегодно осваиваются сотни миллионов долларов.

    Вред от спама — головная боль для конечного адресата (провайдерам и хостерам тоже иной раз несладко приходится). Арифметика проста. Скажем, если вы получаете в день 2 — 3 несанкционированных письма по электронной почте, то ощутимого вреда от них объективно нет. Удалили и забыли! Другое дело, если на ваш ящик ежедневно приходит до полусотни писем и больше. Вам понадобится около минуты, чтобы почистить новую корреспонденцию: разобраться, что удалить, а какие письма оставить. А это 6 часов в год! Почти полный рабочий день! Тратить столько времени на никому не нужную работу, согласитесь, непозволительная роскошь в наше время. Не говоря уже о психологической стороне вопроса.

Тенденции развития спама

    Завершить рассказ о том, как и когда появился спам уместно фактами, которые непосредственно относятся к этому явлению. По мнению авторитетных западных исследователей, наиболее популярными темами для спама в мире в 2012-2013 годах являлись банковские депозиты, онлайн-продажи, прикреплённые фото, упаковка и доставка грузов, онлайн-свидания, налогообложение, Facebook, подарочные карты, платёжная система PayPal.

    Десятка стран-экспортёров спама выглядит следующим образом:

  • 1). Индия (12,3% от общего объёма в мире);

  • 2). США (11,38%);

  • 3). Южная Корея (4,6%);

  • 4). Китай (4,19%);

  • 5). Вьетнам (4%);

  • 6). Россия (3,88%);

  • 7). Бразилия (3,6%);

  • 8). Саудовская Аравия (3,6%);

  • 9). Тайвань (2,94%);

  • 10). Польша (2,72%).

    Язык спам-атак также многообразен. Доминирует английский (79%). За ним следует русский (5%), каталонский (3%), японский (%), датский (2%), немецкий (1%), французский (1%), румынский (1%), испанский (1%) и китайский (1%).

    Не менее любопытной выглядит и активность спамеров по дням недели. В фаворитах у них вторник и среда, когда количество отосланного спама выше среднего на 10%, а в аутсайдерах суббота и воскресенье (падение на 25%).


Оставить комментарий, поделиться мнением или задать вопрос...



⇓ 

Поделись ссылкой на Seoded.ru с друзьями, знакомыми и собеседниками в соцсетях и на форумах! А сам сайт добавь в закладки! Так победим.

Поделиться ссылкой на эту страницу в:



Полезные ссылки:

Про первые шаги начинающего копирайтера Агрегаторы партнёрских программ

Ещё материалы по этой теме:

история joomla история википедии история wordpress жизнь билла гейтса как рос стив джобс
основан в 2008 г. © Все права на материалы сайта Seoded.ru принадлежат Алексею Вострову.
Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на источник.
Ослушавшихся находит и забирает Бабайка!