история ozon Как создать свой сайт > История Интернета > История создания Интернета > История Ozon.ru

История Ozon.ru

— Ведь вот этот несчастный Каин только и знал, что растить морковку и таскать её богу.
И накось, на неё даже не взглянули. А это доказывает, — добавил он с горечью, —
что власти и тогда не интересовались сельским хозяйством.
«Мальвиль», Роберт Мерль.

    Сама история создания Ozon.ruкрупнейшего в Рунете интернет-магазина — вызывает у меня какую-то беспричинную тоску. Готовясь к написанию статьи об Озоне, я еле сдерживал себя от слёз жалости, которые накатывались время от времени. По сути, это история о том, как человека послали настроить карбюратор, но не учли, что человек этот — настройщик роялей, в автомобилях не разбирается, легко путает капот с багажником, а слово «карбюратор» вообще услышал впервые.

    Так же было и с появлением OZON: по всем меркам проект должен был благополучно развалиться через короткое время в силу пяти миллиардов разных причин. И всё-таки чудо случилось: из ничего, практически из одной голой идеи и какого-то ненормального оптимизма, был создан колоссальный интернет-магазин, о котором сегодня знают даже некоторые продвинутые сельские бабушки.

    Но давайте обо всём по порядку.


Зарождение OZON

Александр Егоров Дмитрий Рудаков

    Если вы не знаете Александра Егорова (на фото слева) и Дмитрия Рудакова (на фото справа), то это не страшно. Я тоже не знал до некоторых пор. Оказывается, именно этим людям в далёком 1997 году пришла в голову идея организовать книжный интернет-магазин, который приносил бы небольшой приварок к основному заработку. На тот момент деньги господа Рудаков и Егоров зарабатывали на иноземных клиентах, которые обращались в IT-компанию Reksoft, где основатели будущего Озона работали в то время.

    Конечно, тогда понятия «IT» ещё не существовало: по сути, ребята зарабатывали тем, что делали кое-какие программные разработки для сторонних клиентов. А поскольку Рунет ещё только-только зарождался, практически все заказы были от иностранцев.

    IT-дело шло довольно успешно, и как это часто бывает, появились кое-какие свободные средства, которые решено было срочно вложить в новое дело. Немного посовещавшись, компаньоны остановились на книжном интернет-магазине. Дело было новое и для них лично, и для всего Рунета вообще.

    Естественно, сразу возникла куча практически неразрешимых проблем. Началось с того, что непонятно было, как решить вопрос с оплатой товара. Только не смейтесь, но единичные на тот момент действующие интернет-магазины «продавали» товар следующим образом: вы что-то выбираете, а потом приходите по указанному адресу и платите наличными. Никаких электронных денег и баловства вроде пластиковых карт ещё не было. Как я уже неоднократно говорил, детство у Рунета было довольно суровое.

    Ещё одна проблема — контентное наполнение проекта. Если с программной частью критических вопросов до поры не возникало, то создать описания для тысяч книг и видеокассет — это уже целая проблема. На счёт этого удалось договориться с издательством «Терра Фантастика», которое выделило людей на работу с буквами. Дело пошло.

    К сожалению, пошло только до определённой поры. Озон стартовал в апреле 1998 года, а уже в конце лета грянул кризис. Если сама компания Reksoft ещё держалась на плаву (клиенты платили резко вздорожавшей валютой), то магазину пришлось гораздо хуже: в течение пары месяцев продажи вообще не велись. А тут ещё и новая беда: «Терра Фантастика» практически перестала помогать, поскольку по ней кризис ударил более чем изрядно.


Жизнь после кризиса

    И всё же интернет-магазину Озон удалось устоять, чему немало способствовало то, что основатели постоянно трудились над программной частью и вводили всё новые технические примочки. К слову, именно в OZON была реализована одна из первых в Рунете систем оплаты покупок электронными картами. В общем, работа велась постоянно, хотя первое время обороты магазина были смехотворными.

    Потом их заметили: в конце 1999 года в магазин решили вложить пару миллионов зелёных денег серьёзные ребята из инвестиционного фонда Baring Vostok Private Equity Fund. Часть суммы было решено вложить в телевизионную рекламу (неслыханное дело для интернет-проекта в XX веке), а остальное — в оптимизацию работы, развитие логистики, расширение ассортимента и т. д.

    С приходом «нулевых» жизнь проекта забурлила. Правда, всё это давалось с огромным трудом и потерями: Озон известен тем, что в нём в своё время проработала целая уйма разных команд и высоких руководителей. Однажды магазин даже покинул в полном составе весь отдел контента. Но несмотря на все внутренние сложности, сайт рос и приносил прибыль.

    В 2005 году на Озоне появились мобильные телефоны и электроника. В 2007 — товары для дома, одежда и семейные товары. В 2009 был создан дочерний проект OZON.travel, который продаёт билеты на самолёты и поезда. 2011 год вообще можно смело назвать пиком популярности Озона: на тот момент он уже обогнал всех своих конкурентов и колоссально расширил ассортимент. Магазин был признан лидером интернет-торговли в Рунете.

Жизнь после славы

    Увы, даже гиганты иногда спотыкаются. Это случилось и с магазином OZON: бесконечная ротация кадров, потеря важных ключевых специалистов и «распыление» на слишком много направлений привели к большому раздутию штата. Естественно, где много штата — там бюрократия и лишние траты. Возникла ситуация, которая сохраняется и поныне: цены на товары в магазине зачастую выше, чем у менее крупных конкурентов. Став эдаким «гигантом» во всём, Озон проиграл сотни локальных мелких войн. На OZON, по слухам, есть даже живая вода, но если постараться, то в любом специализированном на чём-то конкретно магазине можно найти товары дешевле. Парадокс.

    Ещё и неудачное вложение средств в покупку крупного обувного магазина Sapato вышло боком: купили дорого, а всё руководство магазина и ключевые работники взяли, да и ушли с проекта. Этим Озон лишь ослабил нишу, самостоятельно так и не сумев поднять обувной сектор на новую высоту и дав все козыри в руки главного конкурента — LaModa.

    Поэтому к концу 2013 года Озон был уже не в той прекрасной форме, в какой находился ещё пару лет назад. Да, первый. Да, огромные объёмы и популярность. И всё-таки зона ответственности стала настолько огромной, что стало уже сложно удержать всё под контролем. Империя, в которой полно локальных очагов напряжённости.

    Сегодня сложно сказать, какое будущее ожидает проект. Во многом все зависит от того, в какую именно сторону будет развиваться магазин, и кто будет управлять его курсом. Пока же, несомненно одно: несмотря на все свои внутренние проблемы интернет-магазин OZON всё ещё невероятно популярен и финансово привлекателен. Надеюсь, не сдаст он своих позиций и в дальнейшем.


Оставить комментарий, поделиться мнением или задать вопрос...



⇓ 

Поделись ссылкой на Seoded.ru с друзьями, знакомыми и собеседниками в соцсетях и на форумах! А сам сайт добавь в закладки! Так победим.

Поделиться ссылкой на эту страницу в:



Полезные ссылки:

Своя email-рассылка иногда лучше SEO Заказать статью для сайта, рассылки, продвижения и т. д.

Ещё материалы по этой теме:

история drupal история браузера safari история eset nod32 история авито история livejournal

основан в 2008 г. © Все права на материалы сайта Seoded.ru принадлежат Алексею Вострову.
Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на источник.
Ослушавшихся находит и забирает Бабайка!