история joomla Как создать свой сайт > История Интернета > История создания Интернета > Как появилась Joomla

История создания Joomla

Без досок и гвоздей дом не построишь,
и если не хочешь, чтобы дом был построен, спрячь доски и гвозди.
«451 градус по Фаренгейту», Рэй Брэдбери.

    Она пришла к нам из Австралии. На пути к признанию она пережила три смены названия, несколько глобальных переделок и раскол в среде разработчиков. Возможно, она так бы и осталась одной из многих посредственных CMS, но в середине пути ей был дан совершенно новый вектор развития, предполагающий рост, а не постепенное забвение. Это название слышали даже те, кто достаточно далек от сайтостроения. Сегодня я расскажу вам о знаменитой Joomla.

    На стыке веков, в 2000 году, благодаря усилиям тогда ещё малоизвестной австралийской компании Miro (сегодня — Rise Studio), выходит достаточно симпатичная для того времени CMS Mambo. Не нужно искать каких-то альтруистических корней в этом событии, поскольку всё было достаточно прозаично: рождался продукт, на котором создатели хотели впоследствии хорошо зарабатывать. Первое время деньги шли не особенно бурным потоком по той простой причине, что CMS была достаточно «сырая», да и безопасность платформы оставляла невероятно много вопросов.


    В течение всего следующего года австралийские программисты латали бреши, чинили баги, словом, делали всё, чтобы за CMS Mambo хотелось заплатить без сожаления. И вот, в апреле 2001 года выходит версия Mambo 3.0, заявленная создателями как вполне стабильная и надёжная. Важнейшим же шагом, который нам с вами наиболее интересен, стало разделение CMS на 2 типа: платная версия с закрытым кодом и opensource-версия Mambo, которая поставлялась по лицензии GPL.

    Чтобы вы понимали о чём идёт речь: лицензия GNU GPL предполагает свободное распространение программы с открытым кодом, а равно её модифицирование, внесение доработок и любое свободное распространение. Иначе говоря, старый добрый принцип «делай всё, что душа пожелает», который все мы так любим.

    Сначала платформу с открытым кодом назвали Mambo Site Server, но уже в 2002 году переименовали в Mambo Open Source или сокращенно — MOS. Поскольку владельцы компании только приветствовали сторонние доработки и модификации, то очень скоро MOS обросла тысячами преданных фанатов, которые на безвозмездной основе постоянно что-то дописывали и оптимизировали. Произошел удачный симбиоз официального и неофициального подходов, благодаря которому система постоянно развивалась без особых финансовых вливаний.

Раскол и отделение будущей Joomla

    Как известно, чужой успех всегда рождает зависть. Собственно, что-то подобное произошло и с MOS, которая впоследствии стала всем известной Joomla. Впрочем, давайте по порядку.

    Итак, представьте ситуацию: есть два родственных продукта, причем второй (бесплатный) создавался, скорее, как инструмент для привлечения внимания к платной версии. На деле же выходит, что у платного аналога дела идут ни шатко, ни валко. У бесплатного же MOS всё просто великолепно: журналы и профессиональная среда постоянно награждают платформу громкими титулами, вручают награды, да и число фанатов версии с бесплатным кодом растёт в геометрической прогрессии.

    Понятно, что при такой ситуации компания-разработчик пытается полностью взять под себя координацию развития этого успешного направления. Это я к тому, что в 2005 году появляется так называемая Mambo Foundation, которая создана Rise Studio с одной лишь целью — переподчинить себе все структуры только-только окрепшей Mambo Open Source.

    История получилась достаточно громкая, но итогом стал выход большинства разработчиков MOS из состава Mambo Foundation из-за полного несогласия с таким положением вещей. Произошёл официальный развод, раз и навсегда рассёкший создание двух родственных платформ. Теперь уже каждый должен был заботиться о себе сам.

    В том же 2005 году MOS была переименована в CMS Jango. Впрочем, название это сохранилось недолго, и когда в конце этого же года свет увидел первый релиз будущей платформы, он уже именовался Joomla 1.0. Именно с этого момента и был дан старт развитию новой CMS.

От релиза до релиза

    В следующем, 2006, году разработчики Joomla задумались о том, что неплохо бы начать что-то кардинально менять в структуре движка и подходах к работе. Так и возникла Joomla 1.5 Beta, которая чуть позже оформилась в полноценный релиз без приставки Beta.

    22 января 2008 года выходит Joomla 1.5, при этом создатели CMS официально уведомляют пользователей о том, что уже через год поддержка версии 1.0 будет прекращена. И в 2009 году сдерживают своё обещание, сосредоточившись на релизе 1.5.

    А вот здесь я позволю себе небольшое отступление. Как мне кажется, подобное поведение создателей стало роковой ошибкой. Вспомните процесс развития Wordpress: из года в год платформа по чуть-чуть обновлялась, и это было настолько незаметно и мягко, что пользователи даже порой не замечали серьёзных нововведений.

    Команда Джумлы же пошла путём тирании: по сути, после перехода на ветку 1.5 пользователям по новой пришлось осваивать CMS. Их просто поставили перед фактом: или привыкай или ищи альтернативы. И, даже несмотря на то, что в 2008 году число скачиваний Джумлы уступало только Вордпресс, огромного числа пользователей платформа всё-таки лишилась. Далеко не все оказались готовы играть по навязанным правилам.

Joomla сегодня

    Собственно, последующие годы Joomla отметила ещё несколькими громкими релизами, усилением безопасности, локализацией на многие языки мира и полной перестройкой некоторых принципов работы. Естественно, популярность платформы росла, хотя, говоря между нами, был ряд моментов, из-за которых многие потенциальные пользователи были для неё потеряны.

    В частности, провалами создателей можно считать отсутствие внятного сообщества поддержки, наличие просто колоссального числа дополнений с вопросами к безопасности и гораздо более сложные, чем у того же Wordpress, алгоритмы первоначального освоения платформы.

    И всё же, несмотря на все эти проблемы, движок рос, зарабатывал награды и популяризировался во всём мире. И Россия, кстати, далеко не первая по его популярности. Скажу больше, Джумла в России до сих пор не оценена так, как она оценена на том же Западе.

    Что же представляет собой Joomla сегодня? Во-первых, это мощный мультиязычный проект с достаточно высокими амбициями. Во-вторых, Джумла стала просто находкой для тех, кому мал Wordpress. Благодаря этой CMS можно создавать достаточно серьёзные порталы, благо инструментов для их реализации хватает. Наконец, это отличная альтернатива дорогим платным аналогам, которые многие начинающие создатели сайтов не могут себе позволить в силу самых прозаичных финансовых соображений.

    Сегодня Joomla обрастает всё новыми модификациями, и я просто уверен, что если разработчики не сбавят обороты, то эта CMS так и останется одной из самых скачиваемых и популярных платформ в мире.


Оставить комментарий, поделиться мнением или задать вопрос...

⇓ 

Поделись ссылкой на Seoded.ru с друзьями, знакомыми и собеседниками в соцсетях и на форумах! А сам сайт добавь в закладки! Так победим.

Поделиться ссылкой на эту страницу в:



Полезные ссылки:

Заработок в онлайне без обмана Как написать хорошую статью на заказ

Ещё материалы по этой теме:

история world of tanks история bing история wordpress тим бёрнерс-ли билл гейтс

основан в 2008 г. © Все права на материалы сайта Seoded.ru принадлежат Алексею Вострову.
Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на источник.
Ослушавшихся находит и забирает Бабайка!