второй экран Главная > Статьи > Новый взгляд на приложения «второго экрана»

Новый взгляд на приложения «второго экрана»

Хипстер так сильно подвернул джинсы,
что даже его парень удивился.
«Детективное агенство "Лунный свет"», КВН.
8 декабря 2018

    Примерно в середине 2000-х годов практически все поняли, что у телевидения нет будущего: на протяжении следующих десятилетий оно будет только терять внимание зрителей и, как следствие, рекламные бюджеты. Это стало стимулом к появлению рынка приложений «второго экрана».


Часть 1

    С появлением мобильных телефонов (и позже смартфонов), телезрители стали отвлекаться на них при просмотре телевизора:

  • На спортивном матче пауза? Можно посидеть в Фейсбуке.

  • В сериале затянутая сцена? Можно початиться с друзьями.

    В итоге, получается ситуация, когда телезрители смотрят ваш контент, но обсуждают его в другом месте. И зарабатывают на этом другие компании. Эта упускаемая прибыль дала мощный импульс для развития ниши приложений второго экрана.

    Начали, в первую очередь, со спортивных трансляций. На вашем смартфоне вы могли обсуждать с другими телезрителями ход матча, смотреть биографию игроков, интересные статистические закономерности, делать прогнозы и ставки, участвовать в конкурсах. Из простого зрителя вы становились активным участником события. Вы могли читать мнения других людей о происходящем, поддерживать любимых игроков голосованием за них в опросах, да ещё и выиграть что-нибудь за лучший прогноз на матч.

    Со временем, этот формат со спортивных мероприятий перетёк на все виды телевизионного контента. Теперь у каждого, мало-мальски приличного канала есть своё приложение. Как в США, так и в России.

    Благодаря популяризации подобных приложений телеканалы получили возможность дополнительного взаимодействия со своей аудиторией.

  1. Теперь они получили доступ к статистике телезрителей, которой им так не хватало: демография, частота просмотров, интересы. Всё это позволяет лучше подстраивать сетку вещания и проще продавать рекламу.

  2. Внимание при просмотре телевизора, по-прежнему, контролируется каналом и не утекает в соцсети, мессенджеры или почту.

  3. Приложение и база его пользователей становятся отдельным бизнесом, который, иногда, может перевесить стоимость активов самого канала. Потому что теперь канал имеет прямой доступ к своей аудитории через пуш-уведомления.

  4. Возможность промоутирования новых шоу через всё те же пуш-уведомления.

  5. Отдельная рекламная площадка, которая, зачастую, может давать отдачу в несколько раз выше, чем реклама по ТВ.

    Этот рынок вырос, примерно, за 10 лет... и остановился. Он не стал прорывным, не произвёл фурор. Просто появился, развился и достиг насыщения.

    Почему у приложений второго экрана оказался такой низкий потенциал роста?

    Дело в том, что приложения являются неким бонусом к просмотру. Но не обязательной его составляющей.

    Вы можете посмотреть матч и без всей этой приблуды. Телешоу вполне можно посмотреть и без голосования за участников через приложение.

    То есть главная проблема в том, что это просто бонус/надстройка. Приложение без самого канала — пустышка, не несущая реальной ценности. Оно содержит только промо контента из телевизора или отдельные нарезки. То есть приложение, само по себе, не является поставщиком уникального контента. Отсюда и проблема их роста. Если у канала начнутся проблемы с производством популярного контента, то и приложение тут же станет бесполезным.

второй экран

    Поскольку все мои бизнес-начинания касались работы с контентом (его автоматизированный поиск, обработка и преобразование в удобный вид), то я давно следил за этой индустрией, размышляя о том, что может дать ей долгожданный пинок для роста.

    На этой неделе я познакомился с ребятами из Белорусии и России, которые, как мне кажется, делают проект, способный дать тот самый пинок не только телевизионным приложениям, но и абсолютно всем форматам потребления развлекательного контента. Я бы назвал эту идею «Приложением второго экрана 2.0».

Часть 2

    Продолжаем о приложениях второго экрана. Я говорил о том, что общался с ребятами, которые делают свой проект, взяв за основу эту базовую идею: расширение контента при просмотре основного (фильма, сериала, аудиокниги, спортивного мероприятия).

    Так вот, теперь подробнее расскажу о сути идеи.

Предпосылки:

  1. Индустрия контента испытывает огромные трудности при продаже контента на другие рынки. Люди в СНГ не понимают всех нюансов сюжета, отсылок и шуток из голливудских фильмов потому, что не находятся в этой культурно-информационной среде. Отсюда начинаются проблемы оценки качества произведения. Гарантированно популярным становится только экшен: взрывы, драки, погони. Потому что они не требуют особых cultural references. А вот контент с более глубоким смыслом остаётся невостребованным широкой публикой за пределами географического региона, в котором он был произведён.

  2. В искусстве распространено такое высказывание: «Это законченное произведение. Здесь всё, что хотел сказать автор». Но чтобы всё-таки понять, что же хотел сказать автор, вы должны быть в курсе контента, который сам автор потреблял перед тем, как это произведение сотворить. Вы не поймёте красоту, простоту и элегантность математической формулы для решения задачи, если вы ничего не понимаете в математике. Любой контент требует подводки. Мы должны что-то знать об исторических фактах и жизненном опыте автора, чтобы понять, про что пойдёт речь в фильме. А после фильма нам необходимо узнать мнение авторитетных критиков о том, что же это, всё-таки, было, и каких тонкостей мы не подметили при первом просмотре. После, нам обязательно захочется обсудить это с такими же простыми обывателями, полистать мемчики по мотивам только что просмотренного или прослушанного произведения. Сюда же фан-арты, косплеи и куча всего прочего.

  3. Монетизация. Современная монетизация развлекательного контента просто ужасающая. Преимущественно она построена на том, чтобы убедить вас, до того, как вы заплатили деньги, что этот контент того стоит и вы не будете разочарованы в конце просмотра. Отсюда идёт море маркетинговых уловок, огромные маркетинговые бюджеты и унылые фильмы/сериалы. А необходимость делать блокбастеры «для всех» и вовсе убивает всякий художественный смысл произведения.

  4. Построение платформы для сторонних авторов. Пример: YouTube продемонстрировал, что условный «человек с улицы» может генерировать контент, увлекательность и качество которого не будут уступать лучшим телевизионным каналам. А иногда и превосходить. При этом, такой «автор с улицы» никогда не смог бы попасть на телевидение.

Решение (будем рассматривать на примере онлайн-кинотеатра).

  1. Просмотр любого фильма должен содержать некое вступление. Как предисловие в книгах (не зря же его придумали). Вы должны немного узнать о тех самых cultural references прежде, чем начать просмотр.

  2. Затянутые сцены в фильме могут дать вам возможность параллельно с просмотром узнать интересные факты о процессе съёмок, режиссере, сценарии. Вспомните: ведь в процессе просмотра любого фильма есть периоды, когда вы тянетесь к смартфону? Так почему бы платформе онлайн-кинотеатра не освободить вас от этой нужды?

  3. Вспомните, сколько раз после финальных титров фильма вы задавались вопросом «И что это было?»? Вам требуется объяснение. У вас нет ощущения законченности. Вы хотите почитать отзывы на «Кинопоиске», посмотреть обзоры на YouTube. Так почему же не включить их сразу в продолжение фильма? Зачем делать лишние движения и помогать заработать «Кинопоиску» или Ютубу?

  4. Общение. Согласитесь, что при просмотре часто хочется увидеть, что думают о происходящем другие? Особенно, если речь о премьере. Например, сериала «Игра престолов».

    Ребята показывали мне совсем сырую альфа-версию своего проекта. Я не могу дать вам полноценную ссылку, поскольку, по факту, проект ещё не запущен и есть вопросы регулирования лицензий на контент. Но в следующей части я приведу вам примеры того, как можно смотреть фильмы/сериалы в новом формате.

Часть 3

    В этой части я покажу вам несколько примеров того, как привычные и известные фильмы могут преображаться: благодаря расширению контента, становиться гораздо более интересными и полноценными.

  1. «Криминальное чтиво» от Квентина Тарантино
    Наверняка многие из вас не задумывались о неоднозначном названии фильма, но вот в этом обзоре вам объяснят всю его комичную суть.


  2. Знаменитый «Сталкер» Тарковского
    Кто-нибудь при первом просмотре понял, о чём этот фильм? Я, если честно, нет. Зато вот здесь все подробно разбирается: раз,



    два,



    три,



    четыре.



    После чего смысл фильма становится легко доступен.

  3. Всем известная трилогия «Матрица» и её многогранные смыслы
    На самом деле, то, что вы думали о сюжете и его смысле, не совсем так. Чтобы в этом убедиться, посмотрите: раз,



    два,



    три.


  4. Действительно ли убили Билла в фильме «Убить Билла»?
    Оказывается, что нет. Подробнее здесь


  5. Даже у «Крепкого орешка» есть скрытые смыслы. Подробнее смотрите здесь

    «Ну и что такого? Ты просто дал ссылки на несколько ютуб-роликов», — скажете вы. Безусловно, так и есть. Но эти ролики иллюстрируют тот факт, что ценность дополнительного контента и мыслей «людей с улицы» начинает немного перевешивать ценность основного контента. При просмотре кинокартины просто так и при просмотре со всеми предысториями и мнениями критиков формируется настоящая пропасть в ценности для зрителя.

    Кроме того, это позволяет изменить формат с простого развлечения на некое образование. Вы узнаёте исторические факты, начинаете мыслить критически, находите закономерности. Проще говоря: во всём искать смысл, получив некий набор паттернов от «экспертов».

    Просмотр фильма может стать образованием, если он будет иметь соответствующую обертку.

    Следующий вопрос — лицензирование контента. 3 года назад на YouTube вышел фильм «KUNG FURY». Он был выложен бесплатно, а деньги на съёмки собрали через краудфандинг. Этот случай даёт понимание того, что можно работать иначе, чем схема с оплатой за просмотр фильмов.

    Издатель может выкладывать своё детище бесплатно, а зарабатывать на размещении рекламы внутри фильма, в рекламных паузах и, самое главное — внутри сопутствующего контента, который он также может генерировать сам. Вовлечение в контент не на 2 часа, а на 20-30 часов позволяет получить достаточный объём пользовательского внимания, чтобы отбить затраты на рекламе.

    Объединение фильмов/сериалов, подводящих материалов, видео от критиков и прочего сопутствующего контента внутри одной экосистемы позволит полностью преобразить индустрию развлечений:

  1. Люди смогут потреблять более качественный и полноценный контент.

  2. Развлечение соединится с образованием.

  3. Вам не нужно будет перескакивать с Netflix на Википедию, потом на YouTube, оттуда в Instagram или сайт сообщества фанатов. Весь контент будет в одном месте. А авторы контента смогут зарабатывать вместе с критиками.

    Нравятся обзоры этого критика? Посмотрите другие его видео — возможно, так вы узнаете о других фильмах. Нравится режиссёр? Посмотрите другие его фильмы. И так далее. Проблема современной индустрии развелечений в её разрозненности. От этого страдают все: зрители, киностудии, критики, владельцы тематических сообществ.

    Я думаю, что в перспективе ближайших 5 лет мы увидим проект, который начнёт объединение всего этого в единый интерфейс. А индустрия развлечений и её монетизация начнут меняться кардинальным образом.

Автор: Digital Доктор.

Ещё материалы по этой теме:

Комментарии:


⇓ 

Поделись ссылкой на Seoded.ru с друзьями, знакомыми и собеседниками в соцсетях и на форумах! А сам сайт добавь в закладки! Так победим.

Поделиться ссылкой на эту страницу в:

Полезные ссылки:

Ваш интернет-продавец Я узнал, что у меня есть

 

основан в 2008 г. © Все права на материалы сайта Seoded.ru принадлежат Алексею Вострову.
Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на источник.
Ослушавшихся находит и забирает Бабайка!