Китай, инфляция, Холодная война Главная > Статьи > Китай, инфляция и новая Холодная война

Китай, инфляция и новая Холодная война

Во благо классу-гегемону,
чтоб неослабно правил он,
во всякий миг доступен шмону
отдельно взятый гегемон.
Игорь Губерман.
26 октября 2019 года

   Как вы заметили, никто в мире не тревожится по поводу растущей инфляции. Пауэлл называет её отсутствие «главным риском». Норвегия и Швеция не в счёт — они слишком маленькие.

 

 


   Однако, инфляция растёт в Китае: уже 3% в год. При этом цены производителей там показывают отрицательную динамику. То есть инфляция растёт в Китае не из-за промышленных товаров, а из-за, например, дорожающей свинины.

   Инфляция всегда приводит к социальному напряжению. А это последнее, что хотят увидеть в Китае. Более того, они хотят переориентировать модель экономики с экспортоориентированной на опирающуюся на внутреннее потребление. При растущей инфляции, это, по-моему, невозможно.

   Вот уже 40 лет мир наблюдает рост Китая. Когда-то нынешнее место Китая занимала Япония. Однако, Китай показал миру, что такое масштаб: «made in Japan» так часто не встречалось.

   Сначала, китайцы производили простенькие изделия. Потом — всё более сложные (в огромных количествах и очень задёшево). Возможно, китайский экспорт — главная причина падающей, как раз 40 лет, мировой инфляции. Сейчас производство в Китае стало дороже, чем в Мексике — зарплаты за 40 лет сильно выросли. Потому и опора экономики на внутреннее потребление стала более достижима.

   Однако, со сменой роли «Китай — дешёвый экспортер» на роль «Экономика №2 в мире», инфляционные риски в мире начинают возрастать.

   С приходом к власти Трампа, Китай стал ассоциироваться с торговой войной. Трампу удалось полностью развернуть всю внешнюю политику США. Если Никсон сумел убедить Китай дружить с США против СССР, то Трамп моментально и до основания разрушил всю архитектуру их отношений. Доверие сменилось тотальным недоверием.

   Чтоб восстановить доверие, России и Китаю потребовалось 50 лет: в 1969-м мы воевали на острове Даманский.

   Не торговая, а «холодная» война между США и Китаем началась в 2016-м.

   Это Трампа волнует торговый дисбаланс и воровство интеллектуальной собственности (то есть бизнес). Зато разных «помпео», имеющих собственные президентские амбиции, волнует вовсе не торговля, а мировое господство.

   Некоторое время назад, везде публиковались статьи про «ловушку Фукидида» — термин, введённый в обиход замминистра обороны США, который означает, что все крупнейшие войны начинались из страха супердержав перед появлением новых конкурентов. Так вот, «холодная» война идёт уже 3 года.

   Если вы озабочены слишком маленьким экспортом в Китай, вы не станете запрещать своим американским компаниям вести там бизнес.

   С чего началась война? С уничтожения китайской корпорации ZTE — США прекратили продавать ей чипы. А ведь ZTE был колоссальный покупатель.

   Торговый баланс США явно ухудшился от такого решения. Плюс в Китае началось импортозамещение (то есть появился стимул плодить конкурентов американским компаниям). То есть США дважды проиграли от такого решения.

   Вы скажете: всё равно США — лидер. Но, во-первых, я помню время, когда на корейский автопром без слёз смотреть было нельзя, а теперь они — чуть ли не лучше Lexus. Во-вторых, когда мы говорим про Китай — мы понимаем, что для их приоритетных направлений нет ограничений ни по объёму финансирования, ни по срочности, ни по людским ресурсам, ни по рынку сбыта. А главное — им плевать на стоимость финансирования. В отличие от американских корпораций.

   В США скоро выборы и межпартийная борьба обострилась. Однако, есть одна вещь, в оценке которой демократы и республиканцы солидарны: Трамп слишком мягок с Китаем. Все хотят более жёсткой позиции. Это не Трамп — главный враг Китая. Это эстеблишмент, который заботит вовсе не торговля, а национальная безопасность и национальный престиж.

   Итак, торговую войну объявил Трамп. «Холодную» войну объявили те, кто обанкротил ZTE. Они же выбрали и оружие для дуэли — высокие технологии. США считают, что их первенство в IT даёт им возможность уничтожить любую корпорацию (и даже экономику) в мире, и они опробовали это оружие на ZTE.

   Почему Китай ворует интеллектуальную собственность? Потому что может. Если средняя провинция, где-то в глубине Китая, имеет население 100 млн человек, то вы можете безнаказанно украсть патент и наладить в ней (в провинции в глубине Китая) рынок сбыта. И никто за границей про это даже не узнает.

   Почему воровство интеллектуальной собственности так сильно бесит США?

   Потому что мы живём в таком продвинутом мире, где владеть традиционными активами (типа нефтяной вышки, госпиталя или атомной станции) — невыгодно. Book value будет дороже вашей акции.

   Зато если вы владеете интеллектуальной собственностью (как правило, IT) — ваши мультипликаторы зашкаливают, ваш P/E будет запросто больше 100.

   Но такая система ценностей работает лишь до тех пор, пока интеллектуальную собственность все уважают и государство гарантирует наказание тех, кто её ворует. Трамп — настоящий бизнесмен. Он хочет гарантировать неприкосновенность интеллектуальной собственности. Лизабет Уоррен — вовсе необязательно.

   Китай ворует, потому что видит в этом наикратчайший путь к победе: он уже далеко впереди по 5G и по искусственному интеллекту. Украл и развил. Победителей не судят.

   США запрещают союзникам покупать у Huawei технологии 5G. Но Китай и не продаёт их американским союзникам. Он продаёт их, во-первых, самому себе, чего уже достаточно, а во-вторых — всем развивающимся странам. Особенно — в Азии.

   Объявляя «холодную» войну Китаю, США ставят под удар всех своих лидеров по рыночной капитализации:

  • 1. Все они ведут бизнес в Китае, а Трамп прямо указывает им уходить из Китая и терять рынок сбыта в момент, когда корпоративный долг побил все мыслимые рекорды и пирамида неустойчива;
  • 2. Все они технологические. То есть подвержены риску воровства интеллектуальной собственности. А возможный следующий президент США (в лице Лиз Уоррен) не станет их защищать;
  • 3. После запрета на сотрудничество и уничтожения ZTE Китай удвоит усилия по взращиванию своей конкуренции, а ресурсов у него точно не меньше.

   Всё ещё нравятся хайтек-акции?

   Тогда вспомним,

  • что «Китай» больше не значит «дешёвая рабочая сила»;
  • что главный дефляционный стимул в мире исчерпан;
  • что отныне мир поделён на три валютные зоны: доллары — в америках, евро — в Европе и юань — по всей Азии;
  • что торговля между этими валютными союзами сильно хромает;
  • что цепи поставок разрушены;
  • и что всё это — в пользу растущей инфляции.

   Через некоторое время, все увидят, что интеллектуальная собственность переоценена. Что инфляция — на подъёме. Что старая добрая нефтяная вышка не так уж бесполезна. Что из трёх валют самая большая доходность — в юанях. Что облигации в юанях интересны, а американский хайтек — вовсе нет. Что вместо военно-морского флота с авианосными ударными группами, защищающего морские торговые пути, гораздо важнее — торговля информацией, проходящая по облакам и кабелям. Что конкуренция в области IT вырастет и приведёт к кибервойне, в которой авианосец бесполезен, а значит — бесполезны и большинство акций сектора defense. Что Трамп совсем не так плох, как его окружение. Что торговая война переросла в «холодную» и это надолго. И что хотя всё, что я написал — не новость (всё это написано в любой газете и все с этим, более или менее, согласны), портфели у инвесторов всё те же, что были и 10 лет назад, и никто своей торговой стратегии ещё не поменял.

Автор: Инвест-навигатор.

 

 

Ещё материалы по этой теме:


⇓ 

Поделись ссылкой на Seoded.ru с друзьями, знакомыми и собеседниками в соцсетях и на форумах! А сам сайт добавь в закладки! Так победим.

Поделиться ссылкой на эту страницу в:

Полезные ссылки:

Как заработать деньги в Интернете с нуля? Развлекательный портал

 


основан в 2008 г. © Все права на материалы сайта Seoded.ru принадлежат Алексею Вострову.
Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на источник.
Ослушавшихся находит и забирает Бабайка!