информационная архитектура Главная > Статьи > Конвульсии информационной архитектуры

Конвульсии информационной архитектуры

Вы верите в обезьяну в человеке. А я верю в бога в человеке.
«12 мгновений весны», Юлиан Семёнов.

    В Праге недавно прошла конференция по информационной архитектуре. В блогах промелькнули отчёты по ней, откуда я с некоторым удивлением узнал, что информационная архитектура ещё жива.

    С удивлением, потому что думал, что хотя информационная архитектура вряд ли отомрёт в ближайшее время, практикующие специалисты по ней отмереть должны. С голоду. И вот почему.


 

 


§1. Информационная архитектура на удивление узкая область

    Ведь информационная архитектура есть деятельность, направленная на раскладку контента по сайту так, чтобы:

  • а). Максимально повысить находимость контента посетителями;
  • б). Обеспечить ещё несколько характеристик, например, сделать так, чтобы сайт легко расширялся в будущем.

    В пункте Б много всего, но по сравнению с пунктом А, все его характеристики не так уж важны.

    И тут есть конфликт. Хотя теоретически информационная архитектура нужна любому сайту, для маленьких сайтов можно обойтись и без соответствующей активности, а для больших информационная архитектура в целом просто не обеспечивает значимо хорошего результата — всё равно структура будет огромной и единственным способом найти что-то будет поиск (пользователи давно это обнаружили, что видно по их тактике «даже известный мне сайт я буду открывать через гугль»). Получается, что зона коммерческой применимости информационной архитектуры — средние сайты. Это очень сложно продавать.

§2. Размытость границ

    Нормальный вопрос информационной архитектуры — «как мне сделать так, чтобы разделы А, Б и В хорошо находились?». Но этот же вопрос можно сформулировать иначе — «как мне сделать так, чтобы разделы А, Б и В находили 80% пользователей, которым они нужны, при этом находили менее чем за две минуты?». Стоит это сделать, как вопрос из епархии информационной архитектуры переходит в епархию юзабилити, и при этом становится только лучше.

    Кем себя называть информационному архитектору? Архитектором или юзабилити-специалистом? При этом надо учитывать, что сфера применимости юзабилити гораздо шире структуры контента на сайте, отсюда перманентный дрейф из инфоархитектуры.

§3. Негодные люди

    Особенность информационной архитектуры в том, что для работы инфоархитектором нужно обладать хотя бы рудиментарной квалификацией в трёх областях:

  • ~ Библиотечное/архивное дело (проблемы находимости очень сходны и библиотекари давно многому научились).
  • ~ Проектирование интерфейсов.
  • ~ Редакционное дело / умение подавать контент / сторителлинг.

    Все три области не без изъяна.

    Библиотечное дело во всём мире — в глазах общества низшая степень интеллектуального развития (так уж исторически сложилось, лично я этого отношения не разделяю). Соответствующие курсы в университетах повсюду характерны самым низким конкурсом на место; библиотечным работникам платят гроши.

    Существует социальная стигма. В качестве примера приведу простой факт — как только московский Институт архивоведения переименовали в Российский государственный гуманитарный университет, так сразу же всё и завертелось. По моим наблюдением Великие, Пишущие Книги Информационные Архитекторы (далее ВПКИА) бежали от этой стигмы как от огня, факт связи с библиотеками тщательно скрывался, а все отсылки тщательно затирались. Например, от прочтения соотвествующих книг у меня создавалось впечатление, что фасетный классификатор изобрели сами ВПКИА.

    Это наблюдение я могу доказать: если посмотреть на Amazon, какие книги покупают вместе с книгами ВПКИА, по библиотечному/архивному делу выскакивает… ничего (пример). Ни к чему хорошему отказ от даровых знаний не привел.

    Проектирование интерфейсов не такое дело, чтобы им можно было заниматься 10% времени и рассчитывать на профессиональный результат. Поскольку проектировщикам работы было больше, у них больше было и денег (см. пункт 2). Люди же, которые оставались в информационной архитектуре, оставались именно что с рудиментарными знаниями в этой области без шанса улучшиться.

    Примерно так же обстоит дело с подачей контента, но только есть ухудшающий фактор: работа эта значительно хуже формализуемая, в результате научиться ей можно разве что поработав пару лет помощником главного редактора в каком-либо журнале или сделав свой собственный сколько-нибудь объёмный контентный проект (ведение твиттера не прокатит). Вероятность того, что квалифицированный человек в этой теме придёт в информационную архитектуру, по моей оценке, просто нулевая.

    В результате информационные архитекторы, будучи хорошими, симпатичными людьми, вынуждены прозябать в профессиональном ваккуме (или менять профессию).

    Все эти три пункта привели к тому, что информационная архитектура, как деятельность, вполне осмысленна (как-то ведь контент надо раскладывать), а как профессия — нет. Я сам когда-то был информационным архитектором, рисовавшим огромные, на А0, схемы сайтов — и по этим самым причинам за год ушёл в проектирование интерфейсов/юзабилити (и ни разу не посмотрел назад).

    Потому то и удивился, узнав, что архитекторы ещё подают признаки жизни. Похоже, правда, что информационная архитектура теперь связана со своей стигмой. Во всяком случае, пришлось придумать новый термин «content strategy» (насколько я, дилетант, смог понять, это деятельность по поиску контента, который проще удалить, чем поддерживать, но уверен, что контент-стратегисты живо меня разубедят).

Автор: Влад Головач.

 

 

Комментарии:


Алексей Рытов
Ой, а я уже забыл, что это такое, даже не сразу понял о чем тут речь )))


Егор Стремоусов:
Какие уж там конвульсии. Это уже миражи ископаемых.
Чрезмерная узость специализации нформационных архитекторов разительно контрастирует с небольшой шириной соответствующего рынка у нас в стране. Восстание мумий возможно в будущем, если этот самый рынок сумеет вырасти.
Спасибо за замечательный пост)


Алексей Панков:
Все совсем наоборот.
Информационная архитектура не скончается в муках, а растворится в других UX и юзабилити дисциплинах.
В каждом же из трех положений поста есть с чем не согласиться :)


Николай:
Провокация :) В небольших проектах автор конечно прав, но если объем информации в компании превышает корпоративный сайт и внутренний региональный портал, вам придется заниматься информационной архитектурой.


⇓ 

Поделись ссылкой на Seoded.ru с друзьями, знакомыми и собеседниками в соцсетях и на форумах! А сам сайт добавь в закладки! Так победим.

Поделиться ссылкой на эту страницу в:

Полезные ссылки:

Начни копирайтером или контент-менеджером Для рынка Форекс нужны свои стратегии

Ещё материалы по этой теме:

Как обманывают в интернет-магазинах? Блог Медведева Motrin Moms Тройка лидеров интернет-мониторинга Как найти заработок в Интернете?

основан в 2008 г. © Все права на материалы сайта Seoded.ru принадлежат Алексею Вострову.
Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на источник.
Ослушавшихся находит и забирает Бабайка!