Елена Корнилова Главная > Статьи > Елена Корнилова: как обычная девочка обманула 263 тысячи подписчиков

Елена Корнилова: как обычная девочка обманула 263 тысячи подписчиков

Для повышения работоспособности
пензенские тракторы открываются только снаружи.
«С.У.Р.А.», КВН.
25 апреля 2019

    Завершившаяся только что карьера авторитетнейшего «инстаграм-учёного» Елены Корниловой стала «стыдной сенсацией» в российском медиаполе. То есть сенсацией, обесценивающей само медиаполе.

 

 


    Коротко напомним: девушка под тридцать фотографической внешности возникла где-то с год назад с дипломами ряда зарубежных университетов. Представилась миру биохимиком, диетологом, биохакером и даже трансгуманистом (последнее, видимо, потому, что слово «трансгуманизм» у целевой аудитории сейчас смутно ассоциируется с передовой философией продвинутых технократов из Силиконовой долины). Вбросила ресурс в раскрутку инстаграм-канала. И уже к концу 2018 года нарубила порядка 200 тысяч подписчиков (то есть, конечно, в первую очередь, подписчиц), с которых, в свою очередь, рубила проценты за БАД-таблетки (по схеме «Предоставление скидочного кода на iHerb»).

    Это была одна из тех невидимых звёзд, которые существуют параллельно «большой медиареальности» (пусть и с сотнями тысяч фанатов, но где-то в узком сегменте инфопространства). Она, вероятно, могла бы спокойно существовать ещё годы, но звезду сгубили две вечные диалектические силы: жадность и гордыня.

    Гордыня заставила её выйти из гетто в «большую медиареальность» и пропиариться на «РБК» (теперь там вместо статьи о Корниловой извинения редакции) с гиковскими рассуждениями о биохакинге в марте 2019-го — из-за чего она обратила на себя внимание «охотников на лженауку». А жадность — то есть желание нарубить как можно больше средств с аудитории — привела к тому, что «биохакерка» прописывала читательницам фантастическое (больше двух десятков) количество таблеток в сутки (а такие количества делают опасными даже относительно нейтральные, по идее, препараты). То есть вместо того, чтобы мирно и с умным видом пиарить какие-нибудь умеренные (пусть и бесполезные) БАДы — «инстаблогер» зарабатывала как в последний раз.

    В результате двухмесячного расследования с участием директора фонда «Эволюция» П. Талантова и комиссии РАН по лженауке было установлено: дипломы Елены Корниловой (кстати, аутентичность имени и фамилии до сих пор под вопросом) — подделка. Ну, и сама она — просто никто, самозванка, фикция.

    На момент разоблачения (23 апреля) у неё было уже 263 тысячи подписчиц.

    ...Что в этой баллистической карьере «русской Элизабет Холмс» по-настоящему любопытно.

    Фактически, мы увидели схему создания не просто «звезды» на пустом месте — это-то как раз знакомо всем уже много лет — мы увидели пример возникновения на пустом месте, из миража и сумасбродства, солидного профильного авторитета. Когда миллионы читателей, не снившиеся многим профессиональным СМИ, получает условная Ольга Бузова — это легко объяснимо тем, что они идут к разным целям. Однако, когда непонятно кто, вылезший непонятно откуда, обретает специальную «медицинскую» аудиторию, большую, чем пачка медицинских ресурсов — это уже принципиально другая ситуация.

    В каком-то смысле мы имеем дело с хакерством. Только не с «био-», а с медийно-социальным: для того, чтобы катапультироваться из безвестности в гуру практически любой направленности, нужно только одно — вбросить «бабла» в раскрутку. Не то что настоящих дипломов или научных работ — даже мало-мальски реального багажа знаний не нужно.

    Механизмы для такого «катапультирования» не просто существуют — они, можно сказать, навязчиво охотятся за потенциальными авторитетами. Прайс-лист большинства «ресурсов, торгующих признанием», от деловых СМИ до телеграм-каналов, не представляет собой тайны в принципе.

    А теперь — самое главное (и самое печальное).

    Для того, чтобы разоблачить конкретную девушку Лену, ряду вполне заслуженных людей понадобилось напрягаться два месяца. Есть мнение, что за это время в «Инстаграме» появилось не две, не три и не пять копий девушки Лены. И победить эту гидру модельных головок, вещающих коммерчески заряженный бред, показательным отрубанием одной отдельной головки невозможно.

    Вся штука не в том, что уровень критичности у современной аудитории снизился или изменился. На деле разнообразное знахарство (не только медицинское, но и любое, в том числе экономическое и политическое), обращающееся не к рациональным, а к эмоциональным механизмам восприятия, было неистребимо всегда и всю историю периодически забарывало любые «доказательные» знания.

    Однако нынешняя медиа-эпоха, безусловно, уравняла знахарство и системные знания в силах, поскольку основным козырем системных знаний все последние века служило наличие у них «официальной крыши» — своего рода системы принуждения к реальности, осуществлявшегося через университеты-институты-ведомства. Разумеется, периодически шарлатанство с успехом прорывалось и сквозь эту систему. Однако, случаи эти были, всё же, исключениями.

    Сегодня же система принуждения к реальности, в лучшем случае, сбоит, а в худшем — просто перестала действовать. В результате, реальным мерилом авторитета стала популярность. И практикам с многолетним стажем приходится соревноваться в медийном пространстве с «людьми-пузырями» на равных. А в таком соревновании у системных знаний шансов против шарлатанства нет: денег на непрерывную самораскрутку у них, как правило, меньше, а пространство для самовыражения сковано жёсткими рамками фактов.

    Сегодня, напомним, механизм надувания пузырей-авторитетов действует вполне легитимно. Он используется и для создания «инстаграм-учёных», и для создания «ютуб-экономистов», и для создания «телеграм-политологинь»: достаточно пустить N денег на то, чтобы X раскрученных ресурсов начали с похвалами репостить условную «девушку Лену» любого пола как безусловного авторитета в любой области, и, спустя пару месяцев, она оказывается величиной, с которой, по меньшей мере, нужно считаться.

    Собственно говоря, именно в этом, а вовсе не в каком-то особом «отуплении масс», состоит причина, по которой в передовых странах всё более потрясающие результаты показывают так называемые «популисты».

    Термин этот, пожалуй, не совсем верный. Классическое определение «популизма» предполагает, что популист апеллирует к массам и противопоставляет себя элитам.

    Здесь же, скорее, уместен термин «популяристы», ибо их основным бизнесом, объектом инвестиций, капиталом и инструментом является популярность. Они, эти «популяристы», могут обращаться как к широким массам, так и к привилегированным прослойкам — поскольку «элиты», зачастую, имеют в голове такую же кашу, что и массы. Просто «элитные популяристы» бомбят своим поп-капиталом не широкое, а узкое пространство. Только и всего.

    В в конечном счёте, именно они, коллективной шумящей стаей, формируют воспринимаемую гражданами действительность.

    ...Что ещё стоит отметить: в конечном итоге, именно так и выглядит настоящая «информационная демократия». Если внимательно прочесть отзывы отечественных поп-мыслителей на последние украинские выборы, то при всём признании идиотизма случившегося (кучу вороватых конкурентов с мобилизационно-пафосными слоганами одной левой уделал комедиант, вооружённый, по сути, анекдотами) они, тем не менее, отмечают как безусловный плюс «демократизм» того, что произошло. Хотя именно украинский пример показывает, что при образцовой демократии политический процесс превращается в состязание симулякров и комедию масок.

    И надо — пусть и без всякой радости — признать: по-настоящему эффективных средств борьбы с такой «демократией самозванцев» в медиа-пространстве на сегодня не просматривается.

    То есть наше недемократичное государство, пока что, административно-бюрократическими методами сохраняет контроль над внемедийной реальностью. Но надолго ли его удастся сохранить, сказать трудно.

Автор: Виктор Мараховский.

 

 

Ещё материалы по этой теме:


⇓ 

Поделись ссылкой на Seoded.ru с друзьями, знакомыми и собеседниками в соцсетях и на форумах! А сам сайт добавь в закладки! Так победим.

Поделиться ссылкой на эту страницу в:

Полезные ссылки:

Соцсеть, где ты? Интернет-каталоги — как добавить сайт?

 


основан в 2008 г. © Все права на материалы сайта Seoded.ru принадлежат Алексею Вострову.
Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на источник.
Ослушавшихся находит и забирает Бабайка!